древо
хроника
Глава I. Становление театра
I
( 1898 – 1905 )

Становление театра

Летоисчисление Московского Художественного театра ведется с даты первой его премьеры – 14 (по новому стилю 26) октября 1898 года. Но начало его яркой жизни было положено годом ранее, 22 июня 1897 года, когда в ресторане «Славянский базар» состоялась судьбоносная встреча выдающихся театральных реформаторов Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. С нее начался новый этап мировой театральной истории.

Встреча в «Славянском базаре»

Ресторан «Славянский Базар»

Инициатором встречи выступил опытный педагог и драматург Немирович-Данченко, пригласивший известного актера и режиссера К.С. Станиславского для обсуждения назревшей реформы театрального дела. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве», в главе «Знаменитая встреча», вспоминает: «В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся «Славянским базаром». Там он выяснил мне цель нашего свидания. Она заключалась в создании нового театра, в который я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников».



1 22 июня 1897 г.
ВСТРЕЧА В «СЛАВЯНСКОМ БАЗАРЕ»
История МХТ началась 22 июня 1897 года с легендарной встречи в ресторане «Славянский базар» на Никольской улице

В ходе легендарной беседы Станиславского и Немировича-Данченко, длившейся без перерыва восемнадцать часов, были сформулированы задачи предпринимаемого театрального дела и обсуждена программа их осуществления. 

«Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения», — писал Станиславский. И далее: «Мы протестовали и против старой манеры игры... и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».     

Было решено отказаться от исполнения нескольких разнородных драматургических произведений в один вечер, упразднить увертюру, которой традиционно начиналось представление, отменить выходы актеров на аплодисменты, следить за порядком в зрительном зале, подчинить контору требованиям сцены, для каждой пьесы подбирать собственную обстановку, мебель, бутафорию и т.д. 

Самой же важной частью реформы, по словам Немировича-Данченко, было преобразование репетиционного процесса: «Это был единственный театр, в котором репетиционная работа поглощала не только не меньше, а часто и больше творческого напряжения, чем самые спектакли... на этих-то работах и производились новые искания. Вскрывались глубинные авторские замыслы, расширялись актерские индивидуальности, устанавливалась гармония всех частей». 


Начало работы новой труппы в Пушкино

Труппа Художественного театра с К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко перед театром Эрмитаж, 1898 г.

Без малого год спустя после встречи в «Славянском базаре», 14 (26) июня 1898-го, в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа нового театра. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко, и участники любительских спектаклей руководимого Станиславским «Общества искусства и литературы». 

Среди первых были О.Л. Книппер, И.М. Москвин, Вс.Э. Мейерхольд, М.Г. Савицкая, М.Н. Германова, М.Л. Роксанова, Н.Н. Литовцева, во второй группе — М.П. Лилина, М.Ф. Андреева, В.В. Лужский, А.Р. Артем. Из провинции был приглашен А.Л. Вишневский, в 1900-м в труппу принят В.И. Качалов, в 1903-м — Л.М. Леонидов.



2 1898 г.
Василий Качалов
Русский актёр состоит из души, тела и цилиндра

Открытие театра премьерой «Царь Федор Иоаннович»

Спектакль «Царь Федор Иоаннович», 1898 г. Царица Ирина – О. Книппер, царь Федор – И. Москвин

Новый московский театр открылся 14 октября 1898 года постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого. Спектакль был совместной постановкой Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Заглавную роль в нем сыграл И.М. Москвин. 

Театр рождался, по свидетельству писателя Леонида Андреева, как «крохотный театрик», он был «оригинален и свеж», одни его горячо хвалили, другие столь же горячо ругали. 

Первые два года театр жил под именем Московского Художественно-Общедоступного театра. «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты. Утопическая идея быстро столкнулась с капиталистическими и политическими реалиями. Частный театр, не имевший никакой государственной поддержки, должен был выживать, и первый сезон закончили крупными долгами. Московская городская дума отклонила прошение о субсидиях, и основателям театра пришлось обращаться к состоятельным коммерсантам и повышать цены на билеты. 

Вскоре слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентир на демократического зрителя оставался и остается одним из основных принципов МХТ. 


Премьера «Чайки» – начало Театра Чехова

Спектакль «Чайка», 1898 г. Нина Заречная – М. Роксанова, Тригорин – К. Станиславский

Чеховская чайка стала эмблемой нового театра неслучайно. Вл.И. Немирович-Данченко в своей книге «Из прошлого» писал о судьбоносной встрече в «Славянском базаре»: «Мы эгоистично, глубоко эгоистично, обсуждали наш театр, наш, вот театр Станиславского и мой. Театром Чехова он станет потом и совершенно неожиданно для нас самих». 

Начиная с «Чайки», премьера которой прошла 29 декабря 1898 года, и вплоть до смерти Чехова, на сцене Художественного театра каждый сезон появлялась новая его пьеса. «Три сестры» и «Вишневый сад» были написаны специально для МХТ. 

В работе над пьесами Чехова определился новый тип актера, сложился сценический ансамбль артистических дарований.


Савва Морозов

С.Т. Морозов

Тогда же в жизни театра возникла еще одна судьбоносная фигура — московский коммерсант и меценат Савва Морозов. Именно он заплатил долги первого сезона, не только помог театру выжить, но и обеспечил возможность стабильной художественной и экономической жизни. Благодаря ему началась капитальная перестройка здания в Камергерском переулке, куда театр перебрался после четырехлетнего существования в арендованном театре «Эрмитаж» в Каретном Ряду. 

В самом сердце Москвы, в Камергерском переулке, возникло «товарищество на паях», то есть Московский Художественный театр. «Товарищество Московского Художественного театра» на паях с участием членов труппы, сотрудников и людей, близких театру, было сформировано в июле 1902 года. В него не были включены некоторые актеры, работавшие в Художественном театре с первого сезона, — Вс. Мейерхольд, М. Роксанова, А. Санин и другие. Часть из них во главе с Мейерхольдом покинула труппу МХТ. 


Переезд в новое здание в Камергерском переулке

Ф.О. Шехтель

С осени 1902-го театр Станиславского и Немировича-Данченко начал работать в здании в Камергерском переулке, принадлежавшем промышленнику и меценату Георгию Мартыновичу Лианозову. Оно было перестроено для МХТ архитектором Федором Шехтелем при участии Ивана Фомина и Александра Галецкого за три летних месяца 1902 года. Проект реконструкции Шехтель выполнил безвозмездно. 

Оформление интерьеров, освещение, орнаменты, эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра — летящей над волнами чайкой — также принадлежат Шехтелю.

Шехтель Ф.О., эскиз портала сцены и занавеса, 1902 г.

3 1902 г.
«Здание МХТ»
"Здание МХТ было перестроено по проекту Федора Шехтеля в 1902 году на деньги мецената Саввы Морозова"

Новая драматургия на сцене МХТ

А.П. Чехов среди участников спектакля «Чайка», 1899 г.

Для создателей Художественного театра одной из главных задач был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре, — Чехова, Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Горького. В первый период своего существования (1898–1905) МХТ был преимущественно театром современной драматургии.


Новые принципы режиссуры

Важнейшие его спектакли ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера — автора спектакля, сложились новые принципы работы, создания общей атмосферы действия. 



4 22 августа 1902 г.
«ХИТРОВКА»
«ХИТРОВКА» - Реализм и художественная правда на сцене МХТ

Среди постановок этапа становления театра — «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов» А. Чехова, «Потонувший колокол», «Геншель», «Одинокие», «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана, «Эдда Габлер», «Штокман», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», «Дикая утка», «Столпы общества», «Привидения» Г. Ибсена, «Мещане», «На дне» М. Горького, «Слепые», «Непрошенная», «Там, внутри» М. Метерлинка.