По возвращению из поездки К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко уже ожидали свои «отдельные режиссерские столы». С 1906 года «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», – ибо, поясняет Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».
К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, 1906 г.
МХТ продолжает и развивает работу в области символистской драматургии. Тяга к передаче ирреального на сцене будет увлекать создателей Художественного театра в пьесах Гамсуна («Драма жизни», 1907), Ибсена («Росмерсхольм», 1908) Л. Андреева («Жизнь Человека»,1907 и «Анатэма», 1909) и др.
«Анатэма», 1909 г. Анатэма – В.И. Качалов, Давид Лейзер – А.Л. Вишневский
Но самые крупные художественные победы второго периода жизни театра связаны, прежде всего, с постановкой русской классики, которая в это время преобладает в афише МХТ.
Совершенство актерского мастерства, правда «жизни человеческого духа», отличали постановки «Горе от ума» (1906), «Борис Годунов» (1907), «Месяц в деревне» (1909), «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), «Нахлебник, Где тонко, там и рвется, Провинциалка» Тургенева (1912).
«Борис Годунов», 1907 г. Борис Годунов – А.А. Вишневский
Постановки Вл.И. Немировича-Данченко по романам Достоевского «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913) открыли, по словам режиссера, «громадные перспективы» новых контактов сцены и литературы «большой формы».
«Николай Ставрогин», 1913 г. Марья Тимофеевна, сестра Лебядкина – М.П. Лилина
В эти годы наряду со Станиславским, Немировичем-Данченко, Лужским режиссерами на сцене МХТ работают Л.А. Сулержицкий, К.С. Марджанов («Пер Гюнт», 1912), А.Н. Бенуа («Брак поневоле» и «Мнимый больной», 1913, «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», 1915), английский режиссер Г. Крэг («Гамлет», 1911).
«Мнимый больной», 1913 г. Арган, мнимый больной – К.С. Станиславский
Обновляются и расширяются принципы декорационного оформления. В театр приходят выдающиеся художники своего времени – М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, В.Е. Егоров.
«Пер Гюнт». Эскиз костюма Доврского деда. Художник Н.К. Рерих
«Синяя птица», 1908 г. Эскиз костюма Кота. Художник В.Е. Егоров