древо
хроника
Глава II. Между двух революций
II
( 1905 – 1917 )

Между двух революций

Общественный перелом 1905 года обозначил новый период в истории МХТ. Кризисный исторический момент совпал с внутренним кризисом Художественного театра. Смерть А.П. Чехова, временное расхождение с А.М. Горьким, отход от театра С.Т. Морозова, уход из труппы М.Ф. Андреевой заставили руководителей МХТ многое перестроить в работе театра.

Студия на Поварской

Студия на Поварской
Студия на Поварской

К.С. Станиславский начал свои многолетние поиски в области создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения.

Совместно с Вс.Э. Мейерхольдом, вернувшимся по его приглашению в Москву, он создал Студию на Поварской, задача которой – поиски новых театральных форм. Репетиции трех спектаклей – «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, «Шлюка и Яу» Г. Гауптмана и «Комедии любви» Г. Ибсена, – дошли до стадии генеральной репетиции. Однако начавшиеся 14 октября 1905 года революционные события в Москве изменили первоначальные планы.

В.Э.Мейерхольд
Вc.Э. Мейерхольд

24 октября Станиславский вызвал к себе Мейерхольда и сообщил, что Студию на Поварской он закрывает.

В «Моей жизни в искусстве» Константин Сергеевич писал: «К тому времени — осенью 1905 года — разразилась революция. Москвичам стало не до театра. Открытие нового дела откладывалось надолго».

К идее Студии Станиславский вернется незадолго до Первой мировой войны, организовав совместно с Сулержицким Первую студию.

Арест Горького и постановка его пьесы «Дети солнца»

2.1 М.Горький с женой М.Ф.Андреевой .jpg
М. Горький с женой М.Ф. Андреевой

Отношения Горького и Художественного театра были прерваны после холодного приема в МХТ пьесы «Дачники» и оскорбительного письма, отправленного драматургом Вл.И. Немировичу-Данченко. Обострил их и уход из МХТ М.Ф. Андреевой.

«Дети солнца» были написаны в Петропавловской крепости: вскоре после событий 9 января 1905 года Максим Горький был арестован в Риге. МХТ в срочной телеграмме Горькому запросил возможность постановки новой пьесы.

Премьера «Детей солнца» была сыграна 24 октября. Во время сцены прихода погромщиков к Протасову в зале началась паника, на которую остро среагировал Станиславский.

Афиша спектакля ''Дети солнца.''1905 г.
Афиша спектакля «Дети солнца»,1905 г.

Первые зарубежные гастроли

Зимой 1906 года, досрочно закончив сезон и извинившись перед пайщиками, МХТ уехал в свои первые заграничные гастроли. Они длились больше трех месяцев: побывали в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Праге, Вене, Карлсруэ, Висбадене, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Ганновере, Варшаве. В Европу повезли «Царя Федора Иоанновича», постановки чеховских пьес, «На дне», «Доктора Штокмана».

Гастроли МХАТ за рубежом. 1906г. Германия. Н.А. Подгорный, Е.П. Муратова, В.М. Павлова, И.М. Москвин, Н.Н. Литовцева


Обращение к классике

По возвращению из поездки К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко уже ожидали свои «отдельные режиссерские столы». С 1906 года «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», – ибо, поясняет Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».

К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, 1906 г.

МХТ продолжает и развивает работу в области символистской драматургии. Тяга к передаче ирреального на сцене будет увлекать создателей Художественного театра в пьесах Гамсуна («Драма жизни», 1907), Ибсена («Росмерсхольм», 1908) Л. Андреева («Жизнь Человека»,1907 и «Анатэма», 1909) и др.

«Анатэма», 1909 г. Анатэма – В.И. Качалов, Давид Лейзер – А.Л. Вишневский

Но самые крупные художественные победы второго периода жизни театра связаны, прежде всего, с постановкой русской классики, которая в это время преобладает в афише МХТ.

Совершенство актерского мастерства, правда «жизни человеческого духа», отличали постановки «Горе от ума» (1906), «Борис Годунов» (1907), «Месяц в деревне» (1909), «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), «Нахлебник, Где тонко, там и рвется, Провинциалка» Тургенева (1912).

«Борис Годунов», 1907 г. Борис Годунов – А.А. Вишневский

Постановки Вл.И. Немировича-Данченко по романам Достоевского «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913) открыли, по словам режиссера, «громадные перспективы» новых контактов сцены и литературы «большой формы». 

«Николай Ставрогин», 1913 г. Марья Тимофеевна, сестра Лебядкина – М.П. Лилина

В эти годы наряду со Станиславским, Немировичем-Данченко, Лужским режиссерами на сцене МХТ работают Л.А. Сулержицкий, К.С. Марджанов («Пер Гюнт», 1912), А.Н. Бенуа («Брак поневоле» и «Мнимый больной», 1913, «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», 1915), английский режиссер Г. Крэг («Гамлет», 1911). 

«Мнимый больной», 1913 г.  Арган, мнимый больной – К.С. Станиславский

Обновляются и расширяются принципы декорационного оформления. В театр приходят выдающиеся художники своего времени – М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, В.Е. Егоров.

«Пер Гюнт». Эскиз костюма Доврского деда. Художник Н.К. Рерих

«Синяя птица», 1908 г. Эскиз костюма Кота. Художник В.Е. Егоров



«Капустники»

«Село Степанчиково» - последняя предреволюционная премьера

Последней постановкой МХТ предреволюционного периода стал спектакль «Село Степанчиково». Репетировавший Ростанева Станиславский поставил перед собой задачу сыграть эту роль так, чтобы остановилась мировая война.

На генеральной репетиции Константин Сергеевич так и не смог выйти на сцену. Роль была передана другому исполнителю – Н.О. Массалитинову. Премьеру отложили, она состоялась 26 сентября 1917 года. Станиславский больше не играл новых ролей в театре.

«Село Степанчиково», 1917 г. Фома – И.М. Москвин
«Село Степанчиково», 1917 г. Фома – И.М. Москвин