древо
хроника
Глава III. От Московского Художественного театра к Московскому Художественному Академическому театру СССР им. М.Горького
III
( 1917 – 1932 )

От Московского Художественного театра к Московскому Художественному Академическому театру СССР им. М.Горького

Новый зритель в театральном зале

Вскоре после Октябрьской революции, в 1919 году, МХТ вместе с несколькими крупнейшими театрами России получает звание «академический». За буквой «а» в аббревиатуре стоял полный поворот в судьбе страны и в судьбе самого театра. До конца 20-х годов театр ищет пути честного взаимодействия с новой политической реальностью.

Прежде всего изменился состав зрительного зала. В МХТ пришла публика, ранее опыта посещения театров не имевшая. К.С. Станиславский ввел в правило выходить перед спектаклем и объяснять зрителям правила поведения в зале Художественного театра: не грызть семечек, не разговаривать, не входить во время действия и т.д.

Коридор партера, правая сторона
Надпись-обращение к зрителям у входа в партер. Раскрыта при реставрации здания. Фото 1985 г.

Первая премьера после революции – «Каин» и затянувшиеся гастроли «качаловской группы»

Для первой премьеры после Октябрьской революции Константин Сергеевич выбрал трагедию Дж. Байрона «Каин» с ее темой братоубийственной розни. Заглавную роль должен был играть Л.М. Леонидов, Люцифера — В.И. Качалов. 


3.2 ''Каин''.Эскиз грима Каина. Художник Н.А.Андреев.[Э-1687].jpg

Эскиз грима Каина. Художник Н.А. Андреев

Но летом 1919 года группа актеров МХТ во главе с Качаловым и Книппер-Чеховой («качаловская группа») выехала со спектаклями на юг России, оказалась отрезанной военными событиями от метрополии и несколько лет гастролировала по Европе. 

3.3 Гастроли Качаловской группы в Югославии. Белград 1921г.1-ый ряд М.М.Тарханов, М.Н.Германова, В.И.Качалов,Н.О.Массалитинов..jpg
Гастроли «качаловской группы» в Югославии. Белград 1921 г.

Отъезд ведущих артистов сильно ударил по репертуару Художественного театра. Начавшиеся в августе 1919-го репетиции «Каина» были остановлены из-за ареста К.С. Станиславского, которого взяли как заложника при прорыве белых на Москву. Премьера состоялась 4 апреля 1920 года, а последний раз спектакль сыграли 21 мая 1920-го. 

Социально-политические обвинения и упреки в консерватизме

Активизировались давние и новые противники Художественного театра. В прессе тех лет все настойчивее звучали обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже. Деятельность МХАТа протекала в атмосфере неприятия «академического и буржуазного театра» влиятельными деятелями ЛЕФа, Пролеткульта, позднее РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), адресовавшими Художественному театру социально-политические обвинения и упреки за консерватизм репертуара.

«Ревизор» с Михаилом Чеховым

Между тем публика с восторгом приняла постановку «Ревизора» (1921 г.), где М.А. Чехов сыграл лучшего во всей истории театра Хлестакова.

3.4 ''Ревизор''. 1921г. Иван Александрович Хлестаков - М.А.Чехов. Фото М.А.Сахарова. инв.8231 6а кр..jpg

«Ревизор», 1921 г. Иван Александрович Хлестаков – М.А. Чехов

Гастроли 1922-1924 гг. по Европе и Америке

3.5 Гастроли в США. Артисты МХАТ перед Белым домом. 20 марта 1924г. 136кр. (2).jpg
Гастроли в США. Артисты МХАТ перед Белым домом. 20 марта 1924 г.

Художественный театр активно защищал нарком просвещения А.В. Луначарский, который способствовал возвращению в Москву «качаловской группы» (вернувшейся не в полном составе) и первым длительным зарубежным гастролям Художественного театра по Европе и Америке в 1922–1924 годах. Возглавил гастроли К.С. Станиславский.



1922-1924 гг.
Гастроли по Европе и Америке
«Без меня «Царь Фёдор» может идти, но без настоящего колокольного звона - не может.»

Предложение трем студиям МХАТ войти в его состав (приняла Вторая студия)

Вл.И. Немирович-Данченко оставался в России. На сцене МХАТ играли спектакли три студии Художественного театра и музыкальная студия Немировича-Данченко. 

По возвращении МХАТа домой отцы-основатели пришли к выводу о необходимости реформы театра и обновления его труппы. Все три студии получили предложения войти в состав метрополии. Первая студия после дебатов отвергла это предложение и стала самостоятельным театром — МХАТом Вторым. Третья студия также выбрала независимый путь и стала Театром имени Евг. Вахтангова. 

В состав МХАТа вошли студийцы Второй студии: А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.П. Зуева, В.Д. Бендина, В.С. Соколова, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев, М.Н. Кедров, Б.Н. Ливанов, В.Я. Станицын, М.И. Прудкин, А.Н. Грибов, М.М. Яншин, В.А. Орлов, И.Я. Судаков, Н.М. Горчаков, И.М. Кудрявцев и другие.

3.6 А.К.Тарасова 1922-1924гг. инв.нс-15681 12Акр..jpg
А.К. Тарасова

3.6 В.Д.Бендина. инв.нс-14501 Фото М.А.Сахарова_result.jpg
В.Д. Бендина

3.6 М.М.Яншин. инв.нс-15867.jpg
М.М. Яншин

Новая драматургия на сцене МХАТ

Художественный театр в эти годы обращается к современной драматургии: «Пугачевщина» К. Тренева (1925), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (по мотивам его одноименной повести, 1927), «Растратчики» и «Квадратура круга» В. Катаева (1928), «Унтиловск» Л. Леонова (1928), «Блокада» Вс. Иванова (1929). И продолжает работать с классической драматургией.

3.7 ''Растратчики'' 1928г. III действие, 2-я картина. Сцена из спектакля. Зоя - С.Н.Гаррель; Янина, жена Прохорова - М.П.Лилина; Колька - Е.Н.Морес. Фо.jpg
«Растратчики», 1928 г. Зоя – С.Н. Гаррель, Янина, жена Прохорова – М.П. Лилина, Колька – Е.Н. Морес
3.7 ''Унтиловск''. 1928г. Сцена из спектакля. I действие. кп 19579-52 38кр..jpg
«Унтиловск», 1928 г. Сцена из спектакля. I действие
3.7 Блокада. Мизансцена 1-го действия, 2-ая картина. инв.780 47кр._result.jpg
«Блокада», 1929 г. Мизансцена 1-го действия, 2-ая картина

Автор театра – Михаил Булгаков («Дни Турбиных»)

Принципиальной для МХАТа оказалась встреча с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым — вслед за Чеховым и Горьким он стал важнейшим автором театра. В поставленном по роману «Белая гвардия» спектакле «Дни Турбиных» раскрылись дарования второго поколения МХАТ. В дальнейшем этот период своих многолетних драматических отношений с Художественным театром Булгаков отразит в своем «Театральном романе».


3.8 ''Дни Турбиных.'' 1926г. I действие, 1 картина. Тальберг, Владимир Робертович, муж Елены Тальберг, полковник генштаба - В.А.Вербицкий; Елена .jpg
«Дни Турбиных», 1926 г. Тальберг, Владимир Робертович, полковник генштаба – В.А. Вербицкий, Елена – В.С. Соколова 

3.8 ''Дни Турбиных''. 1926г. Елена Тальберг, сестра Турбина -А.К.Тарасова. кп-16270-35 43кр..jpg
«Дни Турбиных», 1926 г. Елена Тальберг – А.К. Тарасова

3.8 ''Дни Турбиных''. 1926г. Шервинский, Леонид Юрьевич- гвардеец, поручик - М.И.Прудкин. №3149 45кр._result.jpg
«Дни Турбиных», 1926 г. Шервинский, Леонид Юрьевич –  М.И. Прудкин

Островский, Бомарше и Толстой

Победой МХАТа критики назвали «Горячее сердце» А. Островского (1926) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О. де Бомарше (1927), поставленные Станиславским.

3.9 ''Горячее сердце''. 1926г. Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купец - В.Ф.Грибунин. Фото А.И.Касаткина. Пленка кп 19832-143 инв.2765 6кр..jpg
«Горячее сердце», 1926 г. Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купец – В.Ф. Грибунин

3.9 ''Безумный день, или Женитьба Фигаро''. Граф Альмавива, коррехидор Андалузии - Б.Н.Ливанов. Фото М.А.Сахарова, 1939г. Пленка 1977г. кп-19578-81 инв..jpg
«Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1927. Граф Альмавива, коррехидор Андалузии – Б.Н. Ливанов

Освоением новых принципов в работе над прозой стало «Воскресение» Л. Толстого (1930), поставленное Немировичем-Данченко.

3.9 ''Воскресение.'' 1930г. Катюша Маслова - К.Н.Еланская; Надзирательница в тюрьме - Е.Ф.Скульская. Фото М.А.Сахарова. 1930г. Репродукция. инв.нс-16.jpg
«Воскресение», 1930 г. Катюша Маслова – К.Н. Еланская, Надзирательница в тюрьме – Е.Ф. Скульская

Болезнь Станиславского и его затворничество в Леонтьевском переулке

Во время юбилейного вечера, посвященного 30-летию театра, К.С. Станиславский перенес сердечный приступ, после которого прекратил актерские выступления, а деятельность режиссера-постановщика перенес в свой дом в Леонтьевском переулке, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе».