древо
хроника
Глава IV. Главные подмостки страны
IV
( 1932 – 1943 )

Главные подмостки страны

МХАТ имени М. Горького

 Во второй половине сентября 1932 года с размахом отмечается 40-летие литературной деятельности Максима Горького, по всей стране проходят посвященные юбилею различные культурные мероприятия. 17 сентября Президиум ЦИК СССР наградил Горького орденом Ленина, также постановил основать Литературный институт имени А. М. Горького и присвоить его имя МХАТу (оба решения были опубликованы в центральных газетах 26 сентября, на следующий день после официальных торжеств). 

Имя Горького в названии театра, с одной стороны, показывало статус Московского Художественного театра как главного театра страны, а с другой — подчеркивало смену вех: от театра Чехова к театру Горького.

Организация филиала театра в б.Театре Корша

В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша в Петровском переулке, где образован филиал Художественного театра. В 1937-м МХАТ награжден орденом Ленина, в 1938-м — орденом Трудового Красного Знамени. 

Революционные пьесы на сцене МХАТ

В искусстве тех лет утверждается и насаждается метод социалистического реализма, сценические образцы которого дает и МХАТ. 

4.2 ''Страх''. 1931г. IV действие. 7-я картина. Сцена из спектакля.Фото М.А.Сахарова. инв.нс-9641 80кр. (3).jpg
«Страх», 1931 г. IV действие. 7-я картина. Сцена из спектакля

На его сцене идут советские пьесы «Страх» А. Афиногенова (1931), «Хлеб» В. Киршона (1931), «Платон Кречет» (1935) и «Любовь Яровая» (1936) А. Корнейчука, «Земля» Н. Вирты (по роману «Одиночество», 1937) и другие. 

4.2 ''Любовь Яровая''. 1936г. Любовь Яровая, учительница - В.Н.Попова. №5176 6кр. (2)_result.jpg

«Любовь Яровая», 1936 г. Любовь Яровая, учительница – В.Н. Попова

4.2 ''Земля''. 1937г. Алешка - В.В. Белокуров, № 4114.jpg

«Земля», 1937 г. Алешка – В.В. Белокуров

Метод социалистического реализма в сценическом искусстве («Егор Булычев и другие», «Враги»)

В 1934 году ставится пьеса М. Горького «Егор Булычов и другие» (Булычов — Л.М. Леонидов). 

4.3 ''Егор Булычов и другие''. 1934г. Егор Булычов - Л.М.Леонидов. Фото М.А.Сахарова. инв.нс-4018 1кр..jpg
«Егор Булычов и другие», 1934 г. Егор Булычов – Л.М. Леонидов

В 1935-м Вл.И. Немирович-Данченко совместно с М.Н. Кедровым выпускают «Врагов» Горького — спектакль, где, определив зерно пьесы — «враги», режиссеры подчинили ему все компоненты спектакля, в том числе оформление В.В. Дмитриева.

4.4 ''Враги''. 1935г. Бардин Захар - В.И.Качалов. Фото М.А.Сахарова. инв.1728 1кр. (2).jpg
«Враги», 1935 г. Бардин Захар – В.И. Качалов

4.4 ''Враги''. 1935г. Татьяна, жена Якова Бардина- А.К.Тарасова. Фото М.А.Сахарова. 1935г. инв.нс-1748 20кр.jpg
«Враги», 1935 г. Татьяна, жена Якова Бардина – А.К. Тарасова

Цензурные запреты («Мольер» Булгакова и уход драматурга из МХАТ)

Постановки МХАТа считают делом государственной важности. Так, о премьере Немировича-Данченко «Анна Каренина» (1937) сообщалось в выпуске новостей ТАСС.

4.6 ''Анна Каренина''. 1937г. III действие. 20 картина. ''Дворец''. Сцена из спектакля. Среди придворных, в центре на переднем плане Фрейлина - С.Н.Г.jpg
«Анна Каренина», 1937 г. III действие. 20 картина. «Дворец»
4.6 ''Анна Каренина''. 1937г. I действие. 2 картина. ''У Бетси''.Княгиня Елизавета Федоровна Тверская (Бэтси) - А.О.Степанова;Граф Алексей Кирилло.jpg
«Анна Каренина», 1937 г. I действие. 2 картина. «У Бетси»

Однако положение «главных подмостков страны» не избавляло театр от цензуры: в 1936 году после нескольких представлений был снят «Мольер» М. Булгакова, – и автор покинул Художественный театр. Не избавляло и от репрессий среди административных сотрудников МХАТа. 

4.5 ''Мольер''. 1936г. Арманда Бежар, сестра Мадлены Бежар, впоследствии вторая жена Мольера, актриса - А.О.Степанова; Мадлена Бежар, первая жена.jpg
«Мольер», 1936 г. Арманда Бежар – А.О. Степанова; Мадлена Бежар – Л.М. Коренева

4.5 ''Мольер''. 1936г. Бутон, тушильщик свечей в театре Мольера и личный слуга Мольера - М.М.Яншин. Фото М.А.Сахарова. инв.№8685 12кр._result.jpg
«Мольер», 1936 г. Бутон – М.М. Яншин.

Русская классика на сцене 1930-х годов

4.8 ''Таланты и поклонники''. 1933г. Мартын Прокофьич Нароков, помощник режиссера и бутафор - В.А.Орлов. инв.9127 98кр..jpg
«Таланты и поклонники», 1933 г. Мартын Прокофьич Нароков, помощник режиссера и бутафор – В.А. Орлов

Среди знаковых постановок 1930-х — спектакли по русской и зарубежной классике: «Таланты и поклонники» А. Островского (1933), «Горе от ума» А. Грибоедова (1938), «Школа злословия» Р.Б. Шеридана (1940).

4.8 Горе от ума 1938 Молчалин ПВ Массальский 023_result.jpg
«Горе от ума», 1938 г. Молчалин – П.В. Массальский 

4.8 ''Школа злословия''. 1940г. Лэди Тизл - О.Н.Андровская; Сэр Питер Тизл - М.М.Яншин. №11283 107кр._result.jpg
«Школа злословия», 1940 г. Лэди Тизл – О.Н. Андровская, Сэр Питер Тизл – М.М. Яншин

Смерть Станиславского

К.С.Станиславский репетирует Тартюфа у себя дома. 1937.jpg
К.С. Станиславский репетирует «Тартюфа» у себя дома. 1937 г.

В 1938 году умер Константин Сергеевич Станиславский. Последняя начатая им экспериментальная работа — «Тартюф» — была закончена Кедровым и вышла в 1939-м.

4.7 ''Тартюф''. 1939г. Тартюф - М.Н.Кедров. инв.9301 50кр..jpg
«Тартюф», 1939 г.  Тартюф – М.Н. Кедров

Спектакль-завещание Немировича-Данченко («Три сестры»)

В начале 1940-х Немирович-Данченко обращается к Чехову и осуществляет новую постановку «Трех сестер», которая станет важнейшим примером художественной правды на сцене для поколения режиссеров 1950–1960-х годов. 

4.9 ''Три сестры''. 1940г. IV действие. Сцена из спектакля. Ирина - А.О.Степанова; Ольга - К.Н.Еланская; Маша - А.К.Тарасова. инв.9918 320кр..jpg
«Три сестры»,  1940 г. IV действие. Сцена из спектакля. Ирина – А.О. Степанова, Ольга – К.Н. Еланская, Маша – А.К. Тарасова

Годы в эвакуации

Начало войны застало Художественный театр разделенным: часть труппы находилась на гастролях в Минске, часть оставалась в Москве. Воздушные налеты на Минск шли уже с 24 июня 1941-го, и в огне пожара от бомбы погибли декорации к нескольким постановкам, в том числе к спектаклю «Дни Турбиных». 117 мхатовцам под руководством И.М. Москвина пришлось срочно выбираться из горящего Минска. 

В том же 1941 году корифеи МХАТа, среди них и Вл.И. Немирович-Данченко, были эвакуированы в Нальчик. Более молодая часть театра уехала в Саратов, где на сцене местного ТЮЗа играла спектакли, оттуда на фронт отправлялись бригады артистов Художественного театра, чтобы выступать перед бойцами. В августе-октябре 1942-го состоялись гастроли театра в Свердловске, а после их завершения МХАТ вернулся домой, в Москву. 

4.10 И.М. Кудрявцев едет с концертной бригадой на фронт_result.jpg
И.М. Кудрявцев едет с концертной бригадой на фронт

При театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория для помощи театрам, работавшим в военных условиях. Лаборатория занималась разработкой и изысканием портативных конструкций сценических площадок и декораций, заменителей дорогостоящих материалов, рационализацией и упрощением монтировочных средств.

Смерть Немировича-Данченко

25 апреля 1943 года не стало Владимира Ивановича Немировича-Данченко. За месяц до смерти он обратился к правительству с инициативой создания при театре Школы-студии. Уже осенью 1943-го был осуществлен первый набор студентов, а Школе-студии МХАТ постановлением Совнаркома СССР присвоено имя Вл.И. Немировича-Данченко.

4.11 Выпуск 1949г.
Выпуск 1949 г.
4.11 ОЛ Книппер Чехова с выпускниками Школы студии им Немировича Данченко. выпуск 1955. Среди студентов Г.Б. Волчек, Л.И. Иванова, И.В. Кваша.jpg
О.Л. Книппер-Чехова с выпускниками  Школы-студии им. Вл.И. Немировича-Данченко. Выпуск 1955 г. Среди студентов Г.Б. Волчек, Л.И. Иванова, И.В. Кваша