древо
хроника
Глава VII. Sturm and Drang – марафон Олега Ефремова
VII
( 1970 – 1987 )

Sturm and Drang Олега Ефремова

Приглашение Олега Ефремова в руководители МХАТа

Летом 1970 года «старики» МХАТа обращаются с просьбой возглавить театр к выпускнику и педагогу Школы-студии, основателю и руководителю «Современника» – Олегу Николаевичу Ефремову. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева поддержала инициативу и в сентябре 1970-го представила Ефремова труппе

7.1 О.Н.Ефремов. Фото И.Александрова. кп 14847-70 инв. нп-2918 113кр. _result.jpg
О.Н. Ефремов

«Дульсинея Тобосская». Предложение Евремова актерам «Современника» влиться в труппу МХАТа

Первой постановкой нового художественного руководителя стала «Дульсинея Тобосская» А. Володина (1971), где О.Н. Ефремов сыграл Алонсо Кихано, а Альдонсу – Т.В. Доронина.

7.2 ''Дульсинея Тобосская'' 1971г. Альдонса - Т.В.Доронина; Луис - О.Н.Ефремов. Фото И.Александрова. кп13526-23 412кр._result.jpg
«Дульсинея Тобосская», 1971 г. Альдонса – Т.В. Доронина, Луис – О.Н. Ефремов

Актерам «Современника» Ефремов предложил в полном составе влиться в труппу МХАТа. Двое суток изнуряющей бесплодной полемики ни к чему не привели. Большинство «современников» отказалось идти в академию, но часть артистов приняла решение о переходе в Художественный театр.

Новая репертуарная политика (А. Володин, М. Рощин, А. Гельман, М. Шатров, Л. Зорин, А. Мишарин)

Ефремов активно развивает в репертуаре то, что Станиславский называл «общественно-политической линией». 

При нем ключевыми авторами МХАТа становятся Михаил Рощин («Валентин и Валентина»,1971; «Старый Новый год»,1973; «Эшелон»,1975; «Муж и жена снимут комнату», 1976), Александр Гельман («Заседание парткома», 1975; «Обратная связь», 1977; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Наедине со всеми», 1981; «Скамейка», 1984; «Чокнутая», 1986), Михаил Шатров («Так победим!», 1981).

7.3 ''Валентин и Валентина''. 1971г. Валентина - А.А.Вертинская; Валентин - Е.А.Киндинов. Фото И.Александрова. 1971г. кп-13768-30 нп-1379 44кр._result.jpg
 «Валентин и Валентина», 1971 г. Валентина – А.А. Вертинская, Валентин – Е.А. Киндинов

7.3 ''Скамейка'' 1984г. Она - Т.В.Доронина.; Он - О.П.Табаков. Фото И.Александрова. кп-30551-211.jpg
«Скамейка», 1984 г. Она – Т.В. Доронина, Он – О.П. Табаков
7.3 ''Так победим!'', 1981г.Сцена из спектакля. II-е действие, 31-я картина «Съезд партии». Владимир Ильич Ленин - Александр Калягин. Фото И.Алекса.jpg
«Так победим!», 1981 г. Сцена из спектакля. II-е действие, 31-я картина «Съезд партии». Владимир Ильич Ленин – Александр Калягин

В «Сталеварах» Г. Бокарева (1972), «Медной бабушке» Л. Зорина (1975), «Серебряной свадьбе» А. Мишарина (1985) театр касался настолько острых социальных проблем советского общества, что постановки с трудом проходили цензурные рогатки.

7.4 ''Сталевары'' 1972г. Сцена из спектакляФото И.Александрова.инв.нп- 2085 88кр. _result.jpg
«Сталевары», 1972 г . Сцена из спектакля
7.4 ''Медная бабушка.'' 1975г. Александр Сергеевич Пушкин - О.Н.Ефремов. Фото И.Александрова. 1975г. кп-15617-32 инв.нп-4027 38кр._result.jpg
«Медная бабушка», 1975 г. Александр Сергеевич Пушкин – О.Н. Ефремов
7.4 ''Серебряная свадьба''. 1985г. КП 29091_45 ИН 25938, Тоня - Н.С. Егорова, Выборнов - О.И. Борисов. Фото И.Александрова. кп 29091-45 инв.нп- 25938, 31кр. _result.jpg
«Серебряная свадьба», 1985 г. Тоня – Н.С. Егорова, Выборнов – О.И. Борисов

Прощальный спектакль «стариков» МХАТа – «Соло для часов с боем»

Анатолий Васильев ставит «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973). Участвующие в постановке народные артисты О.Н. Андровская, В.Я. Станицын, М.М. Яншин, А.Н. Грибов, М.И. Прудкин вступили в конфликт с режиссером, и выпускал спектакль О.Н. Ефремов. В «Соло для часов с боем» свои последние роли сыграли легендарные актеры второго поколения МХАТ.

7.9 ''Соло для часов с боем''. 1973г. Сцена из спектакля. Фото И.Александрова. кп 14847-32 инв.нп- 2890 42кр._result.jpg
«Соло для часов с боем», 1973 г.  Сцена из спектакля. Райнер – А.Н. Грибов, Франтишек Абель – М.М. Яншин, Хмелик – М.И. Прудкин, Пани Конти – О.Н. Андровская

Обновление труппы: «лучшая труппа на лучшей сцене страны»

Увлеченный идеей собрать в Художественном театре лучшую труппу страны, О.Н. Ефремов приглашает известных актеров «мхатовской группы крови». В этот период, в 1970–1990-х годах, во МХАТ приходят Ю.Г. Богатырев, О.И. Борисов, Г.И. Бурков, Е.С. Васильева, А.А. Вертинская, Е.А. Евстигнеев, А.А. Калягин, С.А. Любшин, Т.Е. Лаврова, А.В. Мягков, А.В. Петренко, А.Д. Попов, И.С. Саввина, И.М. Смоктуновский, Н.М. Тенякова, О.П. Табаков и многие другие артисты.

7.5 А.А.Вертинская Фото И.Александрова. без кп.jpg
А.А. Вертинская

7.5 И.М.Смоктуновский. Фото И.Александрова. кп-32456-135-7кр. 1992г..jpg
И.М. Смоктуновский

7.5 С.А.Любшин С.А. Фото И.Александрова. кп-32456-111-4кр. 1992г..jpg
С.А. Любшин

Приглашение художников Г. Алекси-Месхишвили, Д. Боровского, Э. Кочергина, Б. Мессерера, И. Сумбаташвили

К сотрудничеству с МХАТом привлекаются такие художники, как Георгий Алекси-Месхишвили, Давид Боровский, Эдуард Кочергин, Борис Мессерер, Иосиф Сумбаташвили. Особый творческий тандем сложился у Олега Ефремова с Валерием Левенталем.

7.7 ''Чайка''. 1980г. Художник В.Я.Левенталь у своего макета. Фото И.Александрова.1980г. инв.15708 198кр. — копия_result.jpg
«Чайка», 1980 г. Художник В.Я. Левенталь у своего макета
В.Я. Левенталь. Эскиз декорации 2 акта.jpg
В.Я. Левенталь. Эскиз декорации к спектаклю "Вишневый сад"

Приглашение режиссеров – Анатолия Эфроса, Камы Гинкаса, Марка Розовского, Тимура Чхеидзе, Льва Додина

К началу 1980-х Ефремов приглашает во МХАТ лучших режиссеров страны. Здесь работают Анатолий Васильев, Роман Виктюк, Кама Гинкас, Лев Додин, Марк Розовский, Темур Чхеидзе, Анатолий Эфрос. 

7.8 А.В.Эфрос на репетиции спектакля ''Живой труп''. Фото И.А.Александрова. 1982г. кп -27224-157 68кр..jpg
А.В. Эфрос на репетиции спектакля «Живой труп»

Счастливым было сотрудничество театра с Анатолием Эфросом. В 1975 году вышел «Эшелон» М. Рощина; в 1981-м – «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (Оргон – А.А. Калягин, Тартюф – С.А. Любшин, Эльмира – А.А. Вертинская, Клеант – Ю.Г. Богатырев); в 1982-м – «Живой труп» Л. Толстого с Протасовым – Калягиным. 

7.10 ''Эшелон.'' 1975г. II часть. Старуха, свекровь Лавры - С.Н.Гаррель; Ива - И.П.Мирошниченко; Маша - С.И.Коркошко; Галина Дмитриевна - Г.И.Калиновс.jpg
«Эшелон», 1975 г. II часть. Старуха, свекровь Лавры – С.Н. Гаррель, Ива – И.П. Мирошниченко, Маша – С.И. Коркошко,  Галина Дмитриевна – Г.И. Калиновская
7.10 ''Тартюф''. 1981г. Тартюф, святоша - С.А. Любшин, Эльмира, жена Оргона - А.А. Вертинская. Фото И.Александрова. кп-23785-79 инв.нп-18763 90кр._result.jpg
«Тартюф», 1981 г. Тартюф, святоша – С.А. Любшин, Эльмира, жена Оргона – А.А. Вертинская

7.10 Живой труп. 1982г. Федя Протасов - А.А.Калягин. Фото И.А.Александрова. 1982г. кп -27490-72 73кр..jpg
«Живой труп», 1982 г. Федя Протасов – А.А. Калягин

В 1982 году спектаклем Камы Гинкаса «Вагончик» Н. Павловой открылась Малая сцена Художественного театра. Режиссер объединил в постановке мхатовских артистов и настоящих детдомовцев. Вышедший в том же году «Обвал» Темура Чхеидзе поражал редким сочетанием режиссерского рисунка и актерской игры (Джако – А.В. Петренко, Княгиня Хевистави – Е.С. Васильева, Князь Хевистави – С.А. Любшин). 

7.12 ''Обвал'' 1983г. Теймураз Хевистави. бывший дворянин - С.А.Любшин; Джако Дживашвили, бывший управляющий усадьбы Хевистави - С.Ю.Юрскии.jpg
«Обвал», 1983 г. Теймураз Хевистави, бывший дворянин – С.А. Любшин,  Джако Дживашвили, бывший управляющий усадьбы Хевистави –  С.Ю. Юрский

Спектаклем-долгожителем стал «Амадей» П. Шеффера (1983), поставленный Марком Розовским, где роль Сальери сыграл перешедший последним из «Современника» во МХАТ Олег Табаков. 

7.13 ''Амадей'' 1983г. Антонио Сальери - О.П.Табаков. Фото И.Александрова. кп-27545-25 инв.нп-22693 7кр._result.jpg
«Амадей», 1983 г. Антонио Сальери – О.П. Табаков

Эпический театр возрождался на сцене МХАТа в спектаклях Льва Додина – «Господа Головлевы» (1984), где одну из своих лучших ролей – Иудушку Головлева – сыграл И.М. Смоктуновский, и «Кроткая» (1985), где игру О.И. Борисова (Он) назовут конгениальной Достоевскому. 

7.14 ''Господа Головлёвы''. 1984г. Порфирий Владимирович Головлёв - И.М. Смоктуновский. Фото И.Александрова. кп27929-410 инв. нп25103 3кр. _result.jpg
«Господа Головлёвы», 1984 г. Порфирий Владимирович Головлёв – И.М. Смоктуновский
7.14 ''Кроткая''.1985 г. Он-О.И.Борисов. Фото И.Александрова. кп28642-6 инв.нп-25540 4кр._result.jpg
«Кроткая», 1985 г. Он – О.И. Борисов

Чеховский цикл

Последним спектаклем Олега Ефремова на сцене «Современника» была «Чайка». Во МХАТе он начинает последовательно выстраивать свою «чеховиану». 

В «Иванове» (1976) в пустом «ограбленном» пространстве точно вывернутого наизнанку дома (художник Д. Боровский) метался, не находя себе места, Иванов–Смоктуновский. Недавно пришедший в театр, артист сыграл душевную опустошенность своего героя как симптом болезни эпохи. 

7.15 ''Иванов''. 1976г. Иванов,Николай Алексеевич - И.М.Смоктуновский; Анна Петровна, его жена, урождённая Сарра Абрамсон - Е.С.Васильева. Фот.jpg
«Иванов», 1976 г. Иванов, Николай Алексеевич – И.М. Смоктуновский, Анна Петровна, его жена, урождённая Сарра Абрамсон – Е.С. Васильева

В «Чайке» (1980) поражал ансамбль исполнителей: Нина – Вертинская, Треплев – Мягков, Сорин – Попов, Дорн – Смоктуновский, Тригорин – Калягин, Аркадина – Лаврова. «Новый мхатовский ансамбль впервые предстал в своей внятной объединяющей силе», – отметил историк Художественного театра Анатолий Смелянский. 

7.16 ''Чайка''. 1980г. I действие. Заречная - А.А.Вертинская; Тригорин - А.А.Калягин. кп92578-178 инв.15588 79кр. Фото И.А.Александрова. 1980г..jpg
«Чайка», 1980 г.  I действие. Заречная – А.А. Вертинская, Тригорин – А.А. Калягин

В 1985 году Ефремов ставит «Дядю Ваню», последовательно развивая тему развала дома, семьи. Позднее критики напишут о том, что в этом спектакле отразились проблемы внутреннего разлада в самом доме Художественного театра, в мхатовской семье. 

В «Вишневом саде» (1989) шла речь о скором исчезновении не только сада, но и самих интеллигентных обитателей имения, и все понимающая Раневская Натальи Теняковой смотрела в лицо своей судьбе. 

Диалог Ефремова с Чеховым завершится в 1997 году «Тремя сестрами». В спектакле, ставшем театральным завещанием, Олег Николаевич размышлял о законах жизни и прощался с ней.


7.17 ''Дядя Ваня''. 1985г. Елена Андреевна, жена Серебрякова - А.А.Вертинская; Астров Михаил Львович, врач - О.И.Борисов. Фото И.А.Александрова. 1985.jpg
«Дядя Ваня», 1985 г. Елена Андреевна, жена Серебрякова – А.А. Вертинская, Астров Михаил Львович, врач – О.И. Борисов