«Многолетние усилия Ефремова по формированию новой труппы Художественного театра, при невозможности произвести коренную реформу, приводят к созданию двух разнокачественных актерских коллективов внутри еще единого советского МХАТа. С приходом Михаила Горбачева и началом перестройки Ефремов осуществляет крупнейшую реформу в истории советского МХАТа: в Москве по обе стороны главной улицы, тогда еще носившей имя Горького, возникают два совершенно разных по устремлениям театра. И новый Художественный в Камергерском становится чеховским МХАТом», – свидетельствует Анатолий Смелянский.
С 1973 года спектакли шли на трех сценах, расположенных в проезде Художественного театра (ныне – Камергерский переулок), на улице Москвина (в наши дни – Петровский переулок) и на Тверском бульваре. В 1978-м историческое здание закрылось на ремонт, который закончился в 1987 году. У Олега Ефремова появилась возможность «расселить» труппу. О.П. Табаков вспоминал: «Раздел был затеян и, в общем, спланирован по причине бессмысленности, абсурдности существования разросшейся, гигантской труппы театра. Там было около ста шестидесяти человек, что давало возможность многим артистам видеться дважды в месяц – в дни выдачи зарплаты. Конечно, ни о каком ансамбле, ни о каком знании друг друга не могло быть и речи».
После провала очередной попытки сокращения труппы, после бурных собраний и дискуссий возникла идея деления театра. Ефремов не составлял списков, кого из актеров позовет с собой во вновь отремонтированное здание в проезде Художественного театра. На одном из собраний Олег Табаков предложил актерам, поддерживающим Ефремова, перейти в другое помещение. Те, кто перешли, стали костяком нового МХАТа Олега Ефремова.