древо
хроника
Глава VIII. МХАТ им. А.П. Чехова
VIII
( 1987 – 2000 )

МХАТ им. А.П. Чехова

Раскол. Два театра: МХАТ имени М. Горького и МХАТ имени А.П. Чехова

«Многолетние усилия Ефремова по формированию новой труппы Художественного театра, при невозможности произвести коренную реформу, приводят к созданию двух разнокачественных актерских коллективов внутри еще единого советского МХАТа. С приходом Михаила Горбачева и началом перестройки Ефремов осуществляет крупнейшую реформу в истории советского МХАТа: в Москве по обе стороны главной улицы, тогда еще носившей имя Горького, возникают два совершенно разных по устремлениям театра. И новый Художественный в Камергерском становится чеховским МХАТом», – свидетельствует Анатолий Смелянский. 

С 1973 года спектакли шли на трех сценах, расположенных в проезде Художественного театра (ныне – Камергерский переулок), на улице Москвина (в наши дни – Петровский переулок) и на Тверском бульваре. В 1978-м историческое здание закрылось на ремонт, который закончился в 1987 году. У Олега Ефремова появилась возможность «расселить» труппу. О.П. Табаков вспоминал: «Раздел был затеян и, в общем, спланирован по причине бессмысленности, абсурдности существования разросшейся, гигантской труппы театра. Там было около ста шестидесяти человек, что давало возможность многим артистам видеться дважды в месяц – в дни выдачи зарплаты. Конечно, ни о каком ансамбле, ни о каком знании друг друга не могло быть и речи». 

После провала очередной попытки сокращения труппы, после бурных собраний и дискуссий возникла идея деления театра. Ефремов не составлял списков, кого из актеров позовет с собой во вновь отремонтированное здание в проезде Художественного театра. На одном из собраний Олег Табаков предложил актерам, поддерживающим Ефремова, перейти в другое помещение. Те, кто перешли, стали костяком нового МХАТа Олега Ефремова. 


Возвращение в проезд Художественного театра

8.3 80-летний юбилей МХАТ. 27окт.1988г.О.Н.Ефремов открывает премьеру спектакля ''Московский хор''. Фото И.Александрова. кп31098-231 44кр.._result.jpg
80-летний юбилей МХАТ. 27 окт.1988 г. О.Н. Ефремов открывает премьеру спектакля «Московский хор»

С начала сезона 1987–1988 официально существовали две труппы – под  руководством О.Н. Ефремова (с 1989 года Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова) и под руководством Т.В. Дорониной (с 1989 года Московский Художественный академический театр имени М. Горького). Горьковский МХАТ остался в здании на Тверском бульваре, чеховский МХАТ вернулся в отреставрированное историческое здание. 

Здание филиала на улице Москвина было передано Государственному театру наций.



Труппу театра покидают Е.С. Васильева, А.А. Калягин, А.А. Вертинская, Е.А. Евстигнеев

8.1 А.А.Калягин. Фото И.Александрова. кп-32456-103-5кр. 1992г..jpg
А.А. Калягин

8.1 Е.А.Евстигнеев. Фото И.Александрова. кп-14624-14-6кр..jpg
Е.А. Евстигнеев

8.1 Е.К.Васильева014.jpg
Е.К. Васильева

Раздел Художественного театра был событием крайне болезненным. Снятие с репертуара значительного количества спектаклей привело к уходу из труппы ведущих актеров. По разным причинам театр покидают или дистанцируются от него Екатерина Васильева и Олег Борисов, Анастасия Вертинская и Александр Калягин, уходит на пенсию Евгений Евстигнеев.

Первые спектакли на исторической сцене. Возвращение в репертуар пьесы М. Булгакова «Кабала святош»

Первая премьера МХАТа имени А.П. Чехова – «Перламутровая Зинаида» М. Рощина (1987), спектакль, который начали репетировать еще в 1983 году. 

8.2 ''Перламутровая Зинаида.'' 1987г. Пат - Е.И.Проклова; Коля-Володя - В.М.Невинный. Фото И.Александрова. 1988г. кп-31098-88 300бкр..jpg
«Перламутровая Зинаида», 1987 г. Пат – Е.И. Проклова,  Коля-Володя – В.М. Невинный
8.2 ''Перламутровая Зинаида.'' 1987г. Воля - К.А.Минина; Табак - Ю.Г.Богатырев. Фото И.Александрова.кп-31098-84 261кр..jpg
«Перламутровая Зинаида», 1987 г.  Воля – К.А. Минина, Табак – Ю.Г. Богатырев
8.2 ''Перламутровая Зинаида'' 1987г. Аладьин - О.Н.Ефремов; Сюзанна - Е.В.Майорова.Фото И.Александрова. кп-31098-20 291кр._result.jpg
«Перламутровая Зинаида», 1987 г. Аладьин – О.Н. Ефремов, Сюзанна – Е.В. Майорова

В 1988-м был выпущен «Московский хор» Л. Петрушевской. 

8.3 ''Московский хор''.1988 г.Нета-С.С.Пилявская.Люба-Т.Е.Лаврова.Фото И.А.Александрова.1989 г.КП-31379-580.кр.115_result.jpg
«Московский хор», 1988 г. Нета – С.С. Пилявская, Люба – Т.Е. Лаврова

Одной из несомненных удач новой сцены стала «Кабала святош» М. Булгакова (1988), поставленная Адольфом Шапиро по настоятельной просьбе Олега Ефремова, считавшего, что Художественный театр обязан вернуть в репертуар «своего автора». В этом спектакле сам Ефремов сыграл Мольера. В его дуэте с Королем – Смоктуновским отчетливо звучала тема конца счастливого романа Театра и Власти. 

8.4 ''Кабала святош''. 1988г. Жан-Жак Бутон - О.П.Табаков; Жан-Батист Поклен де Мольер - О.Н.Ефремов. Фото И.А.Александрова. кп-31379-60 нп-28233 248кр..jpg
«Кабала святош», 1988 г. Жан-Жак Бутон – О.П. Табаков, Жан-Батист Поклен де Мольер – О.Н. Ефремов
8.4 ''Кабала святош''. 1988г. А.Я.Шапиро- режиссер спектакля. Фото И.Александрова.кп-31098-589-21кр..jpg
«Кабала святош», 1988 г. А.Я. Шапиро, режиссер спектакля

На дуэте Гендель – Ефремов и Бах – Смоктуновский был построен спектакль «Возможная встреча» П. Барца (1992, режиссер В. Долгачев).

В театре ставят спектакли Марк Розовский, Вячеслав Долгачев, Роза Сирота, Николай Шейко, Петр Штейн, Валентин Козьменко-Делинде, ученик и сорежиссер Ефремова Николай Скорик.

8.5 ''Возможная встреча''.1992 г.Бах-И.М.Смоктуновский.Гендель-О.Н.Ефремов.Фото И.А.Александрова.КП-32546-52.НП-30766.кр.52_result.jpg
«Возможная встреча», 1992 г. Бах – И.М. Смоктуновский, Гендель – О.Н. Ефремов

Наследники по прямой

В 1990-е встает на крыло поколение режиссеров, выросшее в стенах МХАТ, – ученики Ефремова Роман Козак и Дмитрий Брусникин, продолжатель династии Михаил Ефремов. Все трое – выпускники Школы-студии, ведущие молодые артисты труппы.

Роман Козак, дебютировавший в режиссуре в театре-студии «Человек» («Чинзано» Петрушевской, «Елизавета Бам на елке у Ивановых» по текстам Хармса и Введенского), в 1990 году инициирует создание независимой Пятой студии МХАТ с молодыми актерами Художественного театра, ставит там лермонтовский «Маскарад», но вскоре возвращается во МХАТ, где выпускает «Любовь в Крыму» Мрожека (1995), «Маленькие трагедии» Пушкина (1997), гоголевскую «Женитьбу» (1997).

Дмитрий Брусникин ставит чеховского «Платонова» (1991), «Плач в пригоршню» В.Гуркина (1993), «Грозу» Островского (1996). В 1997-м экранизирует для телевидения 30 рассказов Чехова («Чехов и К»), заняв в съемках труппу Художественного театра.

Козак и Брусникин продолжат дело Ефремова и в педагогике, набрав в 1999 году свой первый общий курс в Школе-студии МХАТ.
Режиссерские работы Михаила Ефремова в Художественном театре – «Урок женам» и «Урок мужьям» Мольера (1992, 1994), «Злодейка, или Крик дельфина» и «Максимилиан Столпник» Ивана Охлобыстина (1996, 1998). Историк театра Инна Соловьева, отмечавшая в младшем Ефремове и его персонажах «особое чувство боли, распирающую энергию, которой нет выхода», называла «Злодейку…» – абсурдистскую историю о тридцатилетних героях постперестроечной действительности – хулиганским и сентиментальным манифестом артистического поколения. Одну из главных ролей в спектакле сыграл еще один лидер мхатовской молодежи 1990-х Сергей Шкаликов.

Цикл классических пьес русского репертуара – «Горе от ума» и «Борис Годунов»

В начале 1990-х Олег Ефремов обращается к пьесам русской классической драматургии, в числе которых «Горе от ума» А. Грибоедова (1992) и «Борис Годунов» А. Пушкина (1994, в роли Бориса Годунова – сам О.Н. Ефремов). 

8.6 ''Горе от ума.''1992г. Софья - Е.В.Добровольская. Фото И.А.Александрова.кп-32543-160-160кр. .jpg
«Горе от ума», 1992 г.  Софья – Е.В. Добровольская

8.6 ''Горе от ума.''1992г. Чацкий-Д.В.Брусникин. Фото И.А.Александрова. кп 32543-135 инв-30749 135кр. _result.jpg
«Горе от ума», 1992 г. Чацкий – Д.В. Брусникин

8.6 ''Горе от ума''. 1992г. Павел Афанасьевич Фамусов - О.П.Табаков. Фото И.А.Александрова. кп-32543-57 57кр..jpg
«Горе от ума», 1992 г. Павел Афанасьевич Фамусов – О.П. Табаков

8.7 ''Борис Годунов''. 1994г. Борис Годунов - О.Н.Ефремов. Фото И.Александрова. кп38151-246 инв.нп-33707 80кр. кадр_result.jpg
«Борис Годунов», 1994 г. Борис Годунов – О.Н. Ефремов

8.7 ''Борис Годунов''. 1994г. Гаврила Пушкин - Б.В.Щербаков; Курбский - С.В.Колесников. Фото И.Александрова кп-38151-224.jpg
«Борис Годунов», 1994 г. Гаврила Пушкин – Б.В. Щербаков, Курбский – С.В. Колесников
8.7 ''Борис Годунов''. 1994г. Сцена из спектакля. Фото И.Александрова. кп38151-210.jpg
«Борис Годунов», 1994 г. Сцена из спектакля

Спектакль-завещание «Три сестры». Смерть О.Н. Ефремова

Последним спектаклем О.Н. Ефремова на мхатовской сцене стали чеховские «Три сестры» (1997). Поставленный на круг дом Прозоровых воспринимался живым организмом, меняясь с временем суток и сменой времен года. «Сирано де Бержерак» (2000), задуманный Олегом Николаевичем, выпускался уже без Ефремова.

На его похоронах Кама Гинкас нашел удивительную метафору, назвав ушедшего руководителя Художественного театра «атлантом, который держал на своих плечах все наше театральное небо».

8.8 ''Три сестры''. 1997г. IV действие. Сцена из спектакля. Ферапонт - Е.А.Киндинов; Наталья Ивановна - Н.С.Егорова; Вершинин - С.А.Любшин. Фото И.А..jpg
«Три сестры», 1997 г. IV действие. Сцена из спектакля. Ферапонт – Е.А. Киндинов, Наталья Ивановна – Н.С. Егорова, Вершинин – С.А. Любшин
8.8 ''Три сестры''. 1977г. Маша - В.М.Сотникова. Фото И.А.Александрова. кп34955-169 инв.32554 56кр..jpg
«Три сестры», 1977 г. Маша – В.М. Сотникова
8.8 ''Три сестры''. 1977г. Сцена из спектакля. Фото И.А.Александрова. кп34955-200 инв.32572А 86кр..jpg
«Три сестры», 1977 г. Сцена из спектакля
8.8 ''Три сестры''. 1997г. . IV действие. Ольга - О.Б.Барнет; Маша - Е.В.Майорова; Ирина - П.В.Медведева. Фото И.А.Александрова. кп34955-163 инв.32548 52кр..jpg
«Три сестры», 1997 г. IV действие. Ольга – О.Б. Барнет, Маша – Е.В. Майорова, Ирина – П.В. Медведева
8.8 ''Три сестры''. 1997г. Кулыгин Федор Ильич - А.В.Мягков. Фото И.А.Александрова. кп34955-26 инв.32410 26кр..jpg
«Три сестры», 1997 г. Кулыгин Федор Ильич – А.В. Мягков