древо
хроника
Глава IX. МХТ начала третьего тысячелетия
IX
( 2000 – 2018 )

МХТ начала третьего тысячелетия

«Кризисный менеджер» Олег Табаков. Возвращение публики в мхатовский зал

Смерть Олега Ефремова на рубеже веков для многих символизировала уход целой театральной эпохи. Со смертью главного «строителя театра» (так часто называли Ефремова) как бы исчерпал себя, перестал быть актуальным и принцип, определявший искусство 1960-х, а затем, подспудно, и театр 1970-х и 1980-х годов, — «театр в России больше, чем театр». Начиналось новое время. И возглавивший Московский Художественный театр Олег Павлович Табаков был одним из главных лиц этого нового времени. 

Своего преемника О.Н. Ефремов назвал сам. Театровед Н. Казьмина замечала: «Табаков, что называется, и по рождению, и по воспитанию имел на МХАТ все права. Ученик Ефремова, его соратник по «Современнику», много лет ведущий актер МХАТа, наконец, закаленный в театральных боях (еще советского времени) хозяйственник, имевший солидный опыт руководства двумя московскими театрами: «Современником» — в 1970-е годы и «Табакеркой» в 1980-90-е». 

МХАТ имени А.П. Чехова в 90-е годы потерял свое место хэдлайнера театральной жизни страны, и О.П. Табаков, определив себя «кризисным менеджером», осуществил целый комплекс мер, чтобы укрепить дисциплину, оживить творческую жизнь, наполнить опустевший театральный зал. 

Анатолий Смелянский, историк театра и соратник Ефремова и Табакова, писал о последнем: «Театр для него – радость, толпа людей, аплодисменты, слава, деньги, одним словом, – Успех. Александр Гладков, впервые встретившись с Немировичем-Данченко, был поражен тому, что основатель на каждом шагу переспрашивал: «А успех был?» Вот так и Табаков: для него пустая касса или полупустой зал – холод небытия, оскорбление театрального инстинкта».

Свой первый сезон худрук Табаков начал с премьеры «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. В день рождения Ефремова, 1 октября 2000 года, сыграли спектакль, который начинал репетировать Олег Николаевич, а завершил Николай Скорик. В том же сезоне вышли еще два спектакля, задуманных при Ефремове – «Венецианский антиквар» Гольдони в постановке Николая Шейко и «Лесная песня» Л. Украинки (режиссер Роман Козак). Спустя год в память о Ефремове Скорик возобновит его «Чайку» с новым составом исполнителей (Аркадина – Ирина Мирошниченко, Треплев – Евгений Миронов) – это будет поклон ушедшей эпохе.

Истинным началом «эры Табакова» стала в 2001 году премьера «№13» Р.Куни в постановке Владимира Машкова с Авангардом Леонтьевым, Евгением Мироновым и Леонидом Тимцуником в главных ролях. Внятная коммерческая комедия, которую некоторые критики посчитали «расшатыванием святых мхатовских устоев» (с чем Табаков был категорически не согласен), имела оглушительный успех и положила начало многолетнему зрительскому ажиотажу в Камергерском. 

Среди первых репертуарных инициатив Олега Павловича – «Кабала святош» М. Булгакова в новой трактовке Адольфа Шапиро, где Табаков сыграл роль Мольера, а на роль Мадлены была приглашена Ольга Яковлева; «Антигона» Ж. Ануя в режиссуре Темура Чхеидзе (Креон – Отар Мегвинетухуцеси, Антигона – Марина Зудина); «Утиная охота» А. Вампилова (в этом спектакле Александра Марина состоялся мхатовский дебют Константина Хабенского и Михаила Пореченкова), «Ретро» А. Галина, поставленное Андреем Мягковым для актеров старшего поколения; приглашение к сотрудничеству таких мастеров как Евгений Каменькович («Ю» О. Мухиной), Владимир Петров («Вечность и еще один день» М. Павича), Светлана Врагова («Священный огонь» С. Моэма), и карт-бланш, данный новой генерации режиссеров – Марине Брусникиной, Миндаугасу Карбаускису, Кириллу Серебренникову, Елене Невежиной.

Цель своей деятельности на посту худрука Художественного театра Табаков определял так: «Поскольку я не режиссер и не делаю театр моей авторской манеры, мне нужно, чтобы все самое талантливое, что есть в России, было здесь». И, по большому счету, ему это удалось. Буквально за два сезона он превратил МХАТ в самый непредсказуемый, современный театр исканий, и при этом – в самый успешный драматический театр страны. 

В 2004-м театр вернулся к историческому названию — Московский Художественный театр (МХТ), убрав слово «академический». 

Анатолий Смелянский: «Табаков решительно изъял букву «А» из всем привычной аббревиатуры, показывая, что из «академического» МХТ должен был стать живым, открыть двери современности и ее проблемам». 


9.1 О.П.Табаков. Фото И.Александрова. кп29021-21-7кр. 1986г..jpg
О.П. Табаков
9.2 ''Сирано де Бержерак''. 2000г. Сирано де Бержерак, поэт- В.В. Гвоздицкий. Фото И.Александрова. кп39511-174 инв.37205 3кр._result.jpg
«Сирано де Бержерак», 2000 г. Сирано де Бержерак, поэт –  В.В. Гвоздицкий

МХТ и Театр п/р Олега Табакова: кадровое донорство

Стремясь привлечь в Художественный театр новую публику, Табаков осуществляет коллаборацию с «Табакеркой», которая находится на пике популярности. На сцене МХТ идут спектакли «подвального» театра, в новом мхатовском репертуаре задействованы его актеры Сергей Безруков, Евгений Миронов, Андрей Смоляков, Марина Зудина, Сергей Беляев, Михаил Хомяков, Евдокия Германова, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, Никита Зверев, Марина Салакова, Дмитрий Бродецкий, Ольга Красько, а позднее и Дмитрий Куличков, Роза Хайруллина, Яна Сексте, Евгений Миллер. И наоборот – актеры МХТ принимают участие в спектаклях театра на Чаплыгина. Юридически оставаясь обособленными, по факту два театра под началом Табакова на 18 лет становятся единым организмом.

Новая сцена

В декабре 2001 года в соседнем с театром здании открывается Новая сцена – третья мхатовская площадка в Камергерском переулке, камерный зал на 100 мест.

Олег Павлович вспоминал: «Один богатый человек сделал мне подарок в размере миллиона долларов, и я задумался – на что целесообразнее его потратить. Захотелось сцену. Она была задумана как полигон для быстрого, интенсивного утверждения и выведения в свет новой актерской и режиссерской генерации Художественного театра». 

Первые спектакли Новой сцены – «Старосветские помещики» Н. Гоголя в постановке Миндаугаса Карбаускиса, «Пролетный гусь» по рассказам В. Астафьева (режиссерский дебют Марины Брусникиной), «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (режиссер Елена Невежина, в роли Раскольникова – Евгений Цыганов).

В 2002-м в рамках фестиваля «Новая драма» здесь проходит лаборатория современной драматургии с участием артистов Художественного театра, и в дальнейшем Новая сцена часто становится местом экспериментов. Тут проводятся многочисленные режиссерские лаборатории, посвященные современному отечественному и зарубежному театру, лучшие их результаты включаются в репертуар. В рамках международных проектов ставят пьесы своих соотечественников французские, немецкие, испанские, финские режиссеры. 



Триединство театральных проблем

Олег Табаков: «Существует незыблемое триединство театральных проблем. Смысл, то есть репертуар, литература; актеры особой школы и, наконец, режиссура». 

Выстраивая репертуар МХТ, он отдавал должное классике и в то же время был в постоянном поиске «той великой современной пьесы, которая одномоментно сможет выразить сегодняшнюю жизнь и чаяния». Среди многочисленных современных авторов, с которыми сотрудничал театр, в первую очередь можно назвать братьев Пресняковых (с их «Терроризма» и «Изображая жертву» в 2002-2003 гг. начал свою жизнь в МХТ Кирилл Серебренников, а авторская версия «Конька-Горбунка» в постановке Евгения Писарева стала многолетним хитом театра). Другом МХТ становится писатель и режиссер Евгений Гришковец («Осада», «Весы», «По По», поставленный Сергеем Пускепалисом «Дом»).

Помощником в поиске ответа на вопрос «как человеку человеком быть в реалиях сегодняшнего дня» стала Марина Брусникина, инициатор литературных вечеров «Круг чтения» (мхатовская новация, ставшая традицией для многих театров), мастер переложения прозы на театральный язык. Актриса и педагог, взявшаяся за режиссуру с легкой руки Табакова, она поставила в МХТ более десяти спектаклей, большую часть из них – по современной прозе.

Решая проблему с режиссурой, Олег Табаков активно привлекает к сотрудничеству мастеров и щедро дает шанс молодежи: «Как и в случае с коллекционированием актеров, я приглашаю в наш театр тех режиссеров, чье творчество не оставляет меня равнодушным и, по моему мнению, будет способствовать развитию театра».

Важным для МХТ стал период работы с Кириллом Серебренниковым (2002-2012 гг., среди постановок – «Мещане» М. Горького, «Лес» А. Островского, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина, «Человек-подушка» М. Макдонаха, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К.Вайля, «Зойкина квартира» М. Булгакова, вечер-посвящение «Вне системы» к 150-летию К.С. Станиславского). В 2012-м на смену ему пришел Константин Богомолов: «Событие» В. Набокова, «Идеальный муж. Комедия» по мотивам произведений О. Уайльда, «Карамазовы» по мотивам романа Ф. Достоевского, «Юбилей ювелира» Н. МакОлифф, «Дракон» Е. Шварца и др. За «легкий» жанр несколько лет отвечал Евгений Писарев: «Примадонны» К. Людвига, 2006; «Конек-Горбунок» братьев Пресняковых по сказке П. Ершова, 2008; «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса, 2009; «Призраки» Э. де Филиппо, 2010.  

Брусникина, Серебренников, Писарев и Богомолов были не только режиссерами Художественного театра, авторами его этапных спектаклей, лидерами, вокруг которых сплачивались актерские команды, но и помощниками худрука по творческим вопросам, инициаторами масштабных проектов, людьми, влиявшими на формирование труппы. Все они, как и многие ученики Табакова, в дальнейшем встали во главе столичных театров.

Плодотворно было сотрудничество МХТ с Миндаугасом Карбаускисом («Старосветские помещики» Н. Гоголя, «Копенгаген» М. Фрейна), Сергеем Женовачом («Белая гвардия» М. Булгакова), Юрием Бутусовым («Гамлет» В. Шекспира, «Иванов» А. Чехова), Адольфом Шапиро («Вишневый сад» А. Чехова, «Мефисто» К. Манна), Юрием Ереминым («Последняя жертва» А. Островского, «Возвращение» А. Платонова и др.), Виктором Рыжаковым («С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Сорок первый» Б. Лавренева, «Прокляты и убиты» В. Астафьева, и др.), Львом Эренбургом («Васса Железнова» М. Горького, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского).

В театре ставят Евгений Каменькович, Александр Марин, Антон Яковлев, Дмитрий Брусникин, Владимир Петров, Елена Невежина, Нина Чусова, Александр Галибин, Александр Григорян, Михаил Угаров, Василий Сенин, Василий Бархатов, Марат Гацалов, Сергей Пускепалис, Игорь Золотовицкий, Рената Литвинова, Александр Молочников, Роман Феодори, Алексей Франдетти, Александр Огарев, Юрий Кравец, Михаил Рахлин, Данил Чащин, Глеб Черепанов, Дмитрий Крымов, Алла Сигалова, приглашенные из-за рубежа Ян Буриан, Тадаши Судзуки, Виестурс Мейкшанс, Янош Сас, Ян Клята, Паскаль Рамбер и другие режиссеры.

Главными художниками театра в этот период последовательно были Давид Боровский, Александр Боровский, Николай Симонов. Над спектаклями также работали Валерий Левенталь, Алексей Порай-Кошиц, Юрий Хариков, Лариса Ломакина, Зиновий Марголин, Алексей и Мария Трегубовы, Александр Шишкин, Николай Слободяник, Екатерина Кузнецова и другие театральные художники.

Репертуар поражает разнообразием, критики называют МХТ «супермаркетом», укоряя Табакова в отсутствии единой репертуарной линии, но это не смущает ни худрука, ни зрителей, ни труппу, получившую возможность профессионального развития. Многообразие было стратегией табаковского МХТ.

С первого дня в должности худрука Табаков занимается коллекционированием труппы, стремясь создать «сборную страны по актерскому мастерству». В труппу приглашаются Ольга Яковлева, Борис Плотников, Алла Покровская, Авангард Леонтьев, Валерий Хлевинский, Николай Чиндяйкин, Дмитрий Назаров, Марина Голуб, Анатолий Белый, Алексей Кравченко, Ирина Пегова, Юрий Чурсин, Станислав Дужников, Игорь Миркурбанов, Федор Лавров, Алексей Девотченко, Светлана Колпакова, Евгений Сытый, Александра Ребенок. Из Петербурга Табаков переманивает в Москву Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина, из Саратова – Владимира Краснова и Сергея Сосновского. Ежегодно пополняют труппу выпускники Школы-студии МХАТ – от Дарьи Мороз и Максима Матвеева до Виктора Хориняка, Паулины Андреевой, Андрея Бурковского. Постоянной практикой становится участие в спектаклях МХТ приглашенных артистов. Среди них – Рената Литвинова, Виталий Хаев, Сергей Дрейден, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Виктория Исакова, Виталий Кищенко и многие другие.



9_3_''№13''_Джордж_Пигден_секретарь_помощника_премьер_министра_Евгений 2.jpg
«№13», 2001 г. Джордж Пигден, секретарь помощника премьер-министра – Е.В. Миронов, Тело мужское средних лет – Л.Ф. Тимцуник, Ричард Уилли – А.Н. Леонтьев
Мольер.JPG
«Кабала Святош (Мольер)», 2001 г. Жан-Батист Поклен де Мольер – О.П. Табаков
9.5 ''Антигона''. 2001г. Креон - О.Мегвинетухуцеси; Антигона - М.В.Зудина. Фото И.Александрова. кп35778-84 .jpg
«Антигона», 2001 г. Креон – О. Мегвинетухуцеси,  Антигона – М.В. Зудина

9.6 ''Чайка''. 2001г. Ирина Николаевна Аркадина-Е.В. Добровольская; Константин Гаврилович Треплев - Ю.А.Чурсин. SC06919.JPG
«Чайка», 2001 г. Ирина Николаевна Аркадина – Е.В. Добровольская, Константин Треплев – Ю.А. Чурсин   
9.7 ''Копенгаген''. 2003г. Вернер Гейзенберг - Б.Г.Плотников; Нильс Бор - О.П.Табаков; Маргрет Бор - О.Б.Барнет. 12кр. нет негатива. фото.jpg
«Копенгаген»,  2003 г. Вернер Гейзенберг – Б.Г. Плотников,  Нильс Бор – О.П. Табаков, Маргрет Бор – О.Б. Барнет
   
9.8 ''Последняя жертва''. 2003г. Юлия Павловна Тугина - М.В.Зудина; Флор Федулыч Прибытков - О.П.Табаков. Фото И.Александрова.кп39369-37 28кр..jpg
«Последняя жертва», 2003 г. Юлия Павловна Тугина – М.В. Зудина,  Флор Федулыч Прибытков – О.П. Табаков
9.9 "Вишневый сад''. 2004г. Раневская Любовь Андреевна, помещица - Р.М. Литвинова. 2004 2.jpg
«Вишневый сад»,  2004 г. Раневская Любовь Андреевна, помещица – Р.М. Литвинова
9.10 ''Тартюф''. 2004г. Тартюф - О.П.Табаков. 39324-1 2кр. Фото И.Александрова..jpg
«Тартюф», 2004 г. Тартюф – О.П. Табаков
9_11_''Белая_гвардия''_2005_г_Лариосик_А_Л_Семчев,_Тальберг_Н_С 2.jpg
«Белая гвардия», 2004 г. Лариосик – А.Л. Семчев, Елена Тальберг – Н.С. Рогожкина
9.12 ''Пиквикский клуб'' 2009г. Самуэл Пиквик президент Пиквикского клуба- А.В.Феклистов; Сэм Уэллер слуга мистера Пиквика - М.Н.Трухин.Q5Z2173.jpg
«Пиквикский клуб», 2009 г. Самуэл Пиквик, президент Пиквикского клуба – А.В. Феклистов, Сэм Уэллер слуга мистера Пиквика – М.Н. Трухин
9.13 ''Васса Железнова''. 2010г. Прохор Борисович Храпов - Эдуард Чекмазов; Васса Борисовна Железнова - Марина Голуб. Фотография И.Александрова.jpg
«Васса Железнова», 2010 г. Прохор Борисович Храпов – Эдуард Чекмазов, Васса Борисовна Железнова – Марина Голуб

9.14 ''Обрыв''. 2010г. Тит Никоныч - С.А.Любшин; Бабушка - О.М.Яковлева. .jpg
«Обрыв»,  2010 г. Тит Никоныч – С.А. Любшин,  Бабушка – О.М. Яковлева
9.15 ''Конёк-Горбунок'' 2010г. Сцена из спектакля. Фото И.Александрова. ZQ5Z3370.jpg
«Конёк-Горбунок», 2010 г. Сцена из спектакля
9.16 ''Мастер и Маргарита''. 2011г. Маргарита - Наташа Швец. Фото И.Александрова. IMG_4781.JPG
«Мастер и Маргарита», 2011 г.  Маргарита – Наташа Швец


9.17 ''Письмовник''. 2011г. Весть и Вестник - Дмитрий Брусникин. Фото И.А.Александрова. IMG_5245 ФОТОАРХИВ. И.Александрова.JPG
«Письмовник», 2011 г. Весть и Вестник – Дмитрий Брусникин
9.18 ''Зойкина квартира''. 2012г. Сцена из спектакля. Фото И.Александрова.IMG_8179.JPG
«Зойкина квартира», 2012 г. Сцена из спектакля

Строитель театра

Начав свою хозяйственную деятельность в Художественном театре с ремонта закулисной и зрительской части здания и строительства Новой сцены, Табаков продолжил ее реконструкцией Основной сцены. В 2006 году были полностью обновлены верхняя и нижняя механизация сцены, звуковое и светотехническое оборудование. МХТ стал одним из самых технически оснащенных театров мира. В 2007-м проведена реконструкция зрительного зала, при которой была восстановлена историческая настенная роспись.

В 2014 году по инициативе Олега Павловича в Камергерском переулке устанавливается памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко (скульптор А.В.Морозов).
В марте 2015 года в Москве на пересечении Нагатинской улицы и проспекта Андропова торжественно открывается закладной камень на месте строительства филиала МХТ имени А.П.Чехова. Филиал с большой сценой, повторяющей параметры исторической, и малой сценой-трансформером был давней мечтой Табакова. Предполагалось, что первые спектакли в филиале будут сыграны в 2018 году.

Однако, после смерти Табакова строительство было остановлено. В 2019 году новый руководитель театра Сергей Женовач отказался от филиала ввиду его удаленности от центра столицы.

Конец эпохи

В последние годы жизни Олег Павлович тяжело болел, но не оставлял сцену. Опорой ему была его многолетняя мхатовская команда (Ольга Хенкина, Анатолий Смелянский, Игорь Золотовицкий, Юрий Кравец) и режиссер Константин Богомолов, подаривший ему последние роли – Мориса Ходжера в «Юбилее ювелира» (2015; премьера этого во многом исповедального спектакля о человеке, который смотрит в лицо смерти, была приурочена к 80-летию Табакова) и Бургомистра в «Драконе» (2017). 

17 ноября 2017 года Табаков в последний раз выходит на сцену – играет спектакль «Дракон». 20 ноября он придет в МХТ в последний раз – поздравить Инну Соловьёву, 90-летие которой отмечалось в Портретном фойе. Через два дня его увезут в больницу, где он проведет свои последние месяцы. 12 марта 2018 года его не станет. В МХТ будет объявлен трехдневный траур, отменены спектакли. Прощание состоится 15 марта на Основной сцене Художественного театра.

9.19 ''Дракон''. 2017г. На переднем плане актриса — Надежда Калеганова; актер — Олег Табаков; актер — Игорь Верник. На заднем плане актер — Кир.jpg
«Дракон», 2017 г.  Актриса – Надежда Калеганова, Актер – Олег Табаков, Актер – Игорь Верник