Смерть Олега Ефремова на рубеже веков для многих символизировала уход целой театральной эпохи. Со смертью главного «строителя театра» (так часто называли Ефремова) как бы исчерпал себя, перестал быть актуальным и принцип, определявший искусство 1960-х, а затем, подспудно, и театр 1970-х и 1980-х годов, — «театр в России больше, чем театр». Начиналось новое время. И возглавивший Московский Художественный театр Олег Павлович Табаков был одним из главных лиц этого нового времени.
Своего преемника О.Н. Ефремов назвал сам. Театровед Н. Казьмина замечала: «Табаков, что называется, и по рождению, и по воспитанию имел на МХАТ все права. Ученик Ефремова, его соратник по «Современнику», много лет ведущий актер МХАТа, наконец, закаленный в театральных боях (еще советского времени) хозяйственник, имевший солидный опыт руководства двумя московскими театрами: «Современником» — в 1970-е годы и «Табакеркой» в 1980-90-е».
МХАТ имени А.П. Чехова в 90-е годы потерял свое место хэдлайнера театральной жизни страны, и О.П. Табаков, определив себя «кризисным менеджером», осуществил целый комплекс мер, чтобы укрепить дисциплину, оживить творческую жизнь, наполнить опустевший театральный зал.
Анатолий Смелянский, историк театра и соратник Ефремова и Табакова, писал о последнем: «Театр для него – радость, толпа людей, аплодисменты, слава, деньги, одним словом, – Успех. Александр Гладков, впервые встретившись с Немировичем-Данченко, был поражен тому, что основатель на каждом шагу переспрашивал: «А успех был?» Вот так и Табаков: для него пустая касса или полупустой зал – холод небытия, оскорбление театрального инстинкта».
Свой первый сезон худрук Табаков начал с премьеры «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. В день рождения Ефремова, 1 октября 2000 года, сыграли спектакль, который начинал репетировать Олег Николаевич, а завершил Николай Скорик. В том же сезоне вышли еще два спектакля, задуманных при Ефремове – «Венецианский антиквар» Гольдони в постановке Николая Шейко и «Лесная песня» Л. Украинки (режиссер Роман Козак). Спустя год в память о Ефремове Скорик возобновит его «Чайку» с новым составом исполнителей (Аркадина – Ирина Мирошниченко, Треплев – Евгений Миронов) – это будет поклон ушедшей эпохе.
Истинным началом «эры Табакова» стала в 2001 году премьера «№13» Р.Куни в постановке Владимира Машкова с Авангардом Леонтьевым, Евгением Мироновым и Леонидом Тимцуником в главных ролях. Внятная коммерческая комедия, которую некоторые критики посчитали «расшатыванием святых мхатовских устоев» (с чем Табаков был категорически не согласен), имела оглушительный успех и положила начало многолетнему зрительскому ажиотажу в Камергерском.
Среди первых репертуарных инициатив Олега Павловича – «Кабала святош» М. Булгакова в новой трактовке Адольфа Шапиро, где Табаков сыграл роль Мольера, а на роль Мадлены была приглашена Ольга Яковлева; «Антигона» Ж. Ануя в режиссуре Темура Чхеидзе (Креон – Отар Мегвинетухуцеси, Антигона – Марина Зудина); «Утиная охота» А. Вампилова (в этом спектакле Александра Марина состоялся мхатовский дебют Константина Хабенского и Михаила Пореченкова), «Ретро» А. Галина, поставленное Андреем Мягковым для актеров старшего поколения; приглашение к сотрудничеству таких мастеров как Евгений Каменькович («Ю» О. Мухиной), Владимир Петров («Вечность и еще один день» М. Павича), Светлана Врагова («Священный огонь» С. Моэма), и карт-бланш, данный новой генерации режиссеров – Марине Брусникиной, Миндаугасу Карбаускису, Кириллу Серебренникову, Елене Невежиной.
Цель своей деятельности на посту худрука Художественного театра Табаков определял так: «Поскольку я не режиссер и не делаю театр моей авторской манеры, мне нужно, чтобы все самое талантливое, что есть в России, было здесь». И, по большому счету, ему это удалось. Буквально за два сезона он превратил МХАТ в самый непредсказуемый, современный театр исканий, и при этом – в самый успешный драматический театр страны.
В 2004-м театр вернулся к историческому названию — Московский Художественный театр (МХТ), убрав слово «академический».
Анатолий Смелянский: «Табаков решительно изъял букву «А» из всем привычной аббревиатуры, показывая, что из «академического» МХТ должен был стать живым, открыть двери современности и ее проблемам».