Ⅳ студия МХТ
Четвертая студия МХТ организована в 1921 году под руководством актёров МХТ Г. С. Бурджалова, В. В. Лужского и Е. М. Раевской. Она возникла на базе «районной группы» МХТ, обслуживавшей передвижными спектаклями фабрично-заводские клубы Москвы и области.
В 1921 г. к основному составу студии присоединилась группа из пятнадцати участников Центральной студии Московского Пролеткульта вместе с их руководителем — мхатовским режиссером-педагогом Н. В. Демидовым. В основу своей работы ставила «систему» Станиславского.
Четвертая студия открылась в 1922 году спектаклем "Обетованная земля" С. Моэма в постановке К. М. Бабанина и Н. В. Демидова. Выбор пьесы был подсказан Немировичем-Данченко, который, по свидетельству Бабанина, «руководил режиссерской и постановочной работой и участвовал в репетициях».
После смерти Бурджалова в 1924 году студия некоторое время находилась без руководителя, в 1925-27 годах руководство взял на себя артист МХТ – М. М. Тарханов. Впоследствии в театр пришли режиссёр В. Ф. Фёдоров, главный художник И. Ю. Шлепянов. В составе актёров студии работали Е. Ф. Асенкова, О. П. Матисова, С. Л. Морской, А. И. Михайлов, Н. С. Плотников, В. Новиков, М. Л. Роксанова и др.
Были поставлены спектакли "Своя семья" Шаховского, Грибоедова, Хмельницкого (1923). «Кофейня» П. П. Муратова (1924). “Манелик с гор” Анхело Химера в переработке В. Н. Татаринова (1924), "На земле" Низового (1925), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1926), «Тартюф» Мольера (1926), Волчья стая” Ж. Тудуза (1927), «Страсть мистера Маррапита» К. Д. Давидовского по роману А. Хетчисона и др. В октябре 1927 г.
Постановлением Коллегии Наркомпроса РСФСР Четвертая студия Художественного театра преобразована в Московский Реалистический театр.
19 декабря 1927 года К. С. Станиславский от имени Художественного театра поздравляет Реалистический театр, «бывшую свою Четвертую студию с пятилетием ее деятельности»: « Театр рад видеть, что начинание, вышедшее из его недр, теперь укрепилось и выросло в самостоятельный театр. В поисках своего пути выйдя к широким массам, вы нашли в них сочувственный отзвук тому направлению, которое теперь закреплено в названии вашего театра. Реализм изображения, простота образов, доступность ваших спектаклей пониманию широких и разнообразных слоев зрителя – сопровождают ваши спектакли. Вы мужественно прошли через трудные для вас первые годы работы, и Московский Художественный академический театр искренно желает, чтобы теперь, когда перед вами развертывается широкая дорога, ваше молодое начинание крепло и развивалось».
Четвертая студия открылась в 1922 году спектаклем "Обетованная земля" С. Моэма в постановке К. М. Бабанина и Н. В. Демидова. Выбор пьесы был подсказан Немировичем-Данченко, который, по свидетельству Бабанина, «руководил режиссерской и постановочной работой и участвовал в репетициях».
После смерти Бурджалова в 1924 году студия некоторое время находилась без руководителя, в 1925-27 годах руководство взял на себя артист МХТ – М. М. Тарханов. Впоследствии в театр пришли режиссёр В. Ф. Фёдоров, главный художник И. Ю. Шлепянов. В составе актёров студии работали Е. Ф. Асенкова, О. П. Матисова, С. Л. Морской, А. И. Михайлов, Н. С. Плотников, В. Новиков, М. Л. Роксанова и др.
Были поставлены спектакли "Своя семья" Шаховского, Грибоедова, Хмельницкого (1923). «Кофейня» П. П. Муратова (1924). “Манелик с гор” Анхело Химера в переработке В. Н. Татаринова (1924), "На земле" Низового (1925), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1926), «Тартюф» Мольера (1926), Волчья стая” Ж. Тудуза (1927), «Страсть мистера Маррапита» К. Д. Давидовского по роману А. Хетчисона и др. В октябре 1927 г.
Постановлением Коллегии Наркомпроса РСФСР Четвертая студия Художественного театра преобразована в Московский Реалистический театр.
19 декабря 1927 года К. С. Станиславский от имени Художественного театра поздравляет Реалистический театр, «бывшую свою Четвертую студию с пятилетием ее деятельности»: « Театр рад видеть, что начинание, вышедшее из его недр, теперь укрепилось и выросло в самостоятельный театр. В поисках своего пути выйдя к широким массам, вы нашли в них сочувственный отзвук тому направлению, которое теперь закреплено в названии вашего театра. Реализм изображения, простота образов, доступность ваших спектаклей пониманию широких и разнообразных слоев зрителя – сопровождают ваши спектакли. Вы мужественно прошли через трудные для вас первые годы работы, и Московский Художественный академический театр искренно желает, чтобы теперь, когда перед вами развертывается широкая дорога, ваше молодое начинание крепло и развивалось».