Stanislavsky Drama Theatre (1948) (since 2015 – Stanislavsky Electrotheatre)
Театр создан в 1948 году на базе Оперно-драматической студии К.С. Станиславского, основанной в 1935 году как экспериментальная лаборатория по разработке его системы.
В 1943 г. была преобразована в Оперно-драматический театр имени К. С. Станиславского, в 1948 г. оперная часть театра влилась в Музыкальный театру имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
В 1950 г. художественным руководителем театра стал мхатовский актер, ученик Станиславского М. М. Яншин. В репертуарной политике Яншина умело сочеталась актуальная советская драматургия (Р. Эбралидзе, Э. Брагинский, В. Пистоленко), драматургия стран социалистического лагеря (П. Когоут, Л. Кручковский) и пьесы Б. Шоу, Ф. Г. Лорки, Б. Брехта, Э. де Филиппо.
Сложился актерский ансамбль: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков и др. Яншин привел в театр художника Бориса Эрдмана, привлек к работе композиторов Исаака Дунаевского, Альфреда Шнитке. В 1957 году при театре была образована вечерняя студия для старшеклассников, в которой занимались Никита Михалков, Евгений Стеблов, Инна Чурикова. Некоторые из студийцев, как Елизавета Никищихина и Татьяна Ухарова, были приняты на работу в театр.
В 1963 г. театр возглавил Б. А. Львов-Анохин, поставивший «Материнское поле» по Ч. Айтматову; «Шестое июля» М. Шатрова, «Антигону» Ж. Ануя и др. В коллектив пришли Римма Быкова, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Борис Романов и др.
После ухода с поста Львова-Анохина театром руководили режиссеры, быстро сменявшие друг друга.
Кризис руководства завершился в 1977 г. приходом на должность главного режиссера А. А. Попова, доверившего театр своим ученикам: Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. Событийными постановками стали спектакли Анатолия Васильева – «Первый вариант “Вассы Железновой”» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) по пьесе В. Славкина.
С 1980 по 1989 гг. театр возглавлял Александр Товстоногов. Постановки: «Экспромт-фантазия» В. Токаревой, «Порог» А. Дударева, «Ной и его сыновья» Ю. Кима, «Новоселье в старом доме» А. Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» А. Ставицкого и др.
С начала 1990-х гг. в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин, Валерий Белякович. На протяжении этих лет репертуар сочетал постановки разных эстетических направлений: от традиционных трактовок классики до эксцентрических перформансов рок-музыканта Петра Мамонова.
В 2013 г. по итогам открытого конкурса концепций развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы, театр возглавил режиссер Борис Юхананов, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (оба – ученики М. О. Кнебель).
26 января 2015 г. «Электротеатр Станиславский» открылся после реконструкции. Новое название напоминает об истории театра Станиславского, и самого здания – бывшего кинотеатра или электротеатра «Арс». Первым спектаклем стала постановка трагедии Еврипида «Вакханки» режиссёра Теодоруса Терзопулоса. По словам Бориса Юхананова, главной задачей обновлённого театра стал поиск нового художественного языка. Согласно стратегии, названной режиссёром «новой процессуальностью», театр становится местом для синтеза искусств — театра, кино, музыки, литературы.
В настоящее время «Электротеатр Станиславский» представляет собой современный культурный центр, где проводятся концерты, перформансы, кинопоказы, выставки современного искусства, лекции, работают «Школа современного зрителя и слушателя», книжная лавка «Порядок слов в Электротеатре» и собственная издательская линия «Театр и его дневник».
В 1950 г. художественным руководителем театра стал мхатовский актер, ученик Станиславского М. М. Яншин. В репертуарной политике Яншина умело сочеталась актуальная советская драматургия (Р. Эбралидзе, Э. Брагинский, В. Пистоленко), драматургия стран социалистического лагеря (П. Когоут, Л. Кручковский) и пьесы Б. Шоу, Ф. Г. Лорки, Б. Брехта, Э. де Филиппо.
Сложился актерский ансамбль: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков и др. Яншин привел в театр художника Бориса Эрдмана, привлек к работе композиторов Исаака Дунаевского, Альфреда Шнитке. В 1957 году при театре была образована вечерняя студия для старшеклассников, в которой занимались Никита Михалков, Евгений Стеблов, Инна Чурикова. Некоторые из студийцев, как Елизавета Никищихина и Татьяна Ухарова, были приняты на работу в театр.
В 1963 г. театр возглавил Б. А. Львов-Анохин, поставивший «Материнское поле» по Ч. Айтматову; «Шестое июля» М. Шатрова, «Антигону» Ж. Ануя и др. В коллектив пришли Римма Быкова, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Борис Романов и др.
После ухода с поста Львова-Анохина театром руководили режиссеры, быстро сменявшие друг друга.
Кризис руководства завершился в 1977 г. приходом на должность главного режиссера А. А. Попова, доверившего театр своим ученикам: Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. Событийными постановками стали спектакли Анатолия Васильева – «Первый вариант “Вассы Железновой”» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) по пьесе В. Славкина.
С 1980 по 1989 гг. театр возглавлял Александр Товстоногов. Постановки: «Экспромт-фантазия» В. Токаревой, «Порог» А. Дударева, «Ной и его сыновья» Ю. Кима, «Новоселье в старом доме» А. Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» А. Ставицкого и др.
С начала 1990-х гг. в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин, Валерий Белякович. На протяжении этих лет репертуар сочетал постановки разных эстетических направлений: от традиционных трактовок классики до эксцентрических перформансов рок-музыканта Петра Мамонова.
В 2013 г. по итогам открытого конкурса концепций развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы, театр возглавил режиссер Борис Юхананов, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (оба – ученики М. О. Кнебель).
26 января 2015 г. «Электротеатр Станиславский» открылся после реконструкции. Новое название напоминает об истории театра Станиславского, и самого здания – бывшего кинотеатра или электротеатра «Арс». Первым спектаклем стала постановка трагедии Еврипида «Вакханки» режиссёра Теодоруса Терзопулоса. По словам Бориса Юхананова, главной задачей обновлённого театра стал поиск нового художественного языка. Согласно стратегии, названной режиссёром «новой процессуальностью», театр становится местом для синтеза искусств — театра, кино, музыки, литературы.
В настоящее время «Электротеатр Станиславский» представляет собой современный культурный центр, где проводятся концерты, перформансы, кинопоказы, выставки современного искусства, лекции, работают «Школа современного зрителя и слушателя», книжная лавка «Порядок слов в Электротеатре» и собственная издательская линия «Театр и его дневник».