Театр им. Мейерхольда (ГосТиМ)
ГосТиМ - экспериментальный, новаторский театр своего времени, основателем которого являлся В. Э. Мейерхольд.
Театр им. Мейерхольда (ТиМ, с 1926 года – Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ)) открылся под этим названием 4 марта 1923 года спектаклем «Земля дыбом» по пьесе С. М. Третьякова — переложению пьесы Марселя Мартине «Ночь». Постановка была приурочена к 5-летию создания Красной Армии и имела посвящение Льву Троцкому.
На сцене Мейерхольд использовал подлинные мотоциклы, велосипеды, автомобиль, пулемёт, походную кухню и даже жатвенную машину. «Через зрительный зал на сцену, — свидетельствовал очевидец, — шумя и треща, вкатываются мотоциклы и автомобили», — и это производило ошеломляющее впечатление; спектакль, по словам Эм. Бескина, в полном соответствии с его названием, ставил дыбом театр. Он состоял из череды патетических и сатирических эпизодов: «Долой войну!», «Смирно!», «Окопная правда», «Вся власть Советам».
Жанр политического ревю Мейерхольд использует в следующей постановке театра – «Д. Е.» («Даешь Европу»). Ее литературной основой стал монтаж романов И. Эренбурга «Трест «Д. Е.» и «Туннель» Б. Келлермана. В этой работе Мейерхольд впервые использовал движущиеся стены, дающие эффект мгновенного преображения пространства сцены. Критики писали, что Мейерхольд «успешно конкурирует с кинематографом».
Следующей постановкой ТиМа станет «Лес» А. Н. Островского. Помещица Гурмыжская в его спектакле превратилась в нэпманшу, купец Восмибратов — в кулака, щеголеватый помещик Милонов — в священника; при этом к оригинальному тексту пьесы были добавлены специально сочинённые сцены. Балаганная резкость эксцентриады сочеталась с очевидным влиянияем футуризма и конструктивизма. Персонажи Островского были приближены к маскам агитационно-политического театра.
В "Ревизоре" (1926) критики отмечали стремление показать комедию "... в острейшей сатире, в той же режущей прямолинейности в том содрогающем величии, в каком это сделал Гоголь".
В "Горе уму" ("Горе от ума", 1928) Мейерхольд сближал Чацкого с декабристами, в "Свадьбе Кречинского" (1933) подчёркивал тему власти денег, в "33 обмороках" ("Предложение", "Медведь" и "Юбилей" Чехова, 1935) переключал действие в план своеобразной эксцентриады, выдвигая на первый план мотив "обмороков".
Во всех своих постановках Мейерхольд властно подчинял пьесу своему режиссёрскому видению, не останавливаясь порой даже перед перемонтировкой текста.
Стремление Мейерхольда к созданию спектаклей, органически связанных с современностью, публицистически острых, проявилось в спектаклях: "Учитель Бубус" А. Файко (1925), "Рычи, Китай!" Третьякова (1926, реж. В. Фёдоров), который А. В. Луначарский назвал агитационно-мощным; "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского; "Командарм 2" И. Сельвинского (1929), "Список благодеяний" Ю. Олеши (1931), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933) и др.
Многие из этих спектаклей имели важное значение для развития нового режиссерского театра. Здесь впервые получила сценическое воплощение драматургия Маяковского, в спектакле "Последний решительный" наметился жанр "оптимистической трагедии".
В труппе театра были такие мастера как М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, В. Ф. Зайчиков, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, Н. П. Охлопков, З. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, А. А. Темерин, М. И. Царёв, М. М. Штраух, В. Н. Яхонтов и др.
В театре выросли режиссёры Л. В. Варпаховский, Б. И. Равенских, В. Ф. Фёдоров, П. В. Цетнерович, И. Ю. Шлепянов, Н. В. Экк.
В середине тридцатых годов меняются предпочтения публики, уставшей от экспериментального и злободневного театра. Самым популярным спектаклем ГосТима становится постановка мелодрамы «Дама с камелиями» Дюма (1934).
Меняются и идеологические установки. «Политический театр», также как и «формалисткие изыскания» оказываются под подозрением у партийных органов. Возникает и активно циркулирует термин «мейерхольдовшина». В 1936 году Мейерхольд выступает со специальным докладом на тему «Мейерхольд против мейерхольдовщины».
Но два года спустя ГосТиМ был закрыт постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. После закрытия ГосТиМа Мейерхольд был привлечён К. С. Станиславским к работе в руководимом им оперном театре.
На сцене Мейерхольд использовал подлинные мотоциклы, велосипеды, автомобиль, пулемёт, походную кухню и даже жатвенную машину. «Через зрительный зал на сцену, — свидетельствовал очевидец, — шумя и треща, вкатываются мотоциклы и автомобили», — и это производило ошеломляющее впечатление; спектакль, по словам Эм. Бескина, в полном соответствии с его названием, ставил дыбом театр. Он состоял из череды патетических и сатирических эпизодов: «Долой войну!», «Смирно!», «Окопная правда», «Вся власть Советам».
Жанр политического ревю Мейерхольд использует в следующей постановке театра – «Д. Е.» («Даешь Европу»). Ее литературной основой стал монтаж романов И. Эренбурга «Трест «Д. Е.» и «Туннель» Б. Келлермана. В этой работе Мейерхольд впервые использовал движущиеся стены, дающие эффект мгновенного преображения пространства сцены. Критики писали, что Мейерхольд «успешно конкурирует с кинематографом».
Следующей постановкой ТиМа станет «Лес» А. Н. Островского. Помещица Гурмыжская в его спектакле превратилась в нэпманшу, купец Восмибратов — в кулака, щеголеватый помещик Милонов — в священника; при этом к оригинальному тексту пьесы были добавлены специально сочинённые сцены. Балаганная резкость эксцентриады сочеталась с очевидным влиянияем футуризма и конструктивизма. Персонажи Островского были приближены к маскам агитационно-политического театра.
В "Ревизоре" (1926) критики отмечали стремление показать комедию "... в острейшей сатире, в той же режущей прямолинейности в том содрогающем величии, в каком это сделал Гоголь".
В "Горе уму" ("Горе от ума", 1928) Мейерхольд сближал Чацкого с декабристами, в "Свадьбе Кречинского" (1933) подчёркивал тему власти денег, в "33 обмороках" ("Предложение", "Медведь" и "Юбилей" Чехова, 1935) переключал действие в план своеобразной эксцентриады, выдвигая на первый план мотив "обмороков".
Во всех своих постановках Мейерхольд властно подчинял пьесу своему режиссёрскому видению, не останавливаясь порой даже перед перемонтировкой текста.
Стремление Мейерхольда к созданию спектаклей, органически связанных с современностью, публицистически острых, проявилось в спектаклях: "Учитель Бубус" А. Файко (1925), "Рычи, Китай!" Третьякова (1926, реж. В. Фёдоров), который А. В. Луначарский назвал агитационно-мощным; "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского; "Командарм 2" И. Сельвинского (1929), "Список благодеяний" Ю. Олеши (1931), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933) и др.
Многие из этих спектаклей имели важное значение для развития нового режиссерского театра. Здесь впервые получила сценическое воплощение драматургия Маяковского, в спектакле "Последний решительный" наметился жанр "оптимистической трагедии".
В труппе театра были такие мастера как М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, В. Ф. Зайчиков, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, Н. П. Охлопков, З. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, А. А. Темерин, М. И. Царёв, М. М. Штраух, В. Н. Яхонтов и др.
В театре выросли режиссёры Л. В. Варпаховский, Б. И. Равенских, В. Ф. Фёдоров, П. В. Цетнерович, И. Ю. Шлепянов, Н. В. Экк.
В середине тридцатых годов меняются предпочтения публики, уставшей от экспериментального и злободневного театра. Самым популярным спектаклем ГосТима становится постановка мелодрамы «Дама с камелиями» Дюма (1934).
Меняются и идеологические установки. «Политический театр», также как и «формалисткие изыскания» оказываются под подозрением у партийных органов. Возникает и активно циркулирует термин «мейерхольдовшина». В 1936 году Мейерхольд выступает со специальным докладом на тему «Мейерхольд против мейерхольдовщины».
Но два года спустя ГосТиМ был закрыт постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. После закрытия ГосТиМа Мейерхольд был привлечён К. С. Станиславским к работе в руководимом им оперном театре.