Летучая мышь
«Летучая мышь» (1913) – московский театр-кабаре, выросший из капустников МХТ (1908). Создан актером МХТ Н. Ф. Балиевым и меценатом Н. Л. Тарасовым.
«Это будет, — делился Н. Балиев незадолго до открытия «Летучей мыши», — своего рода клуб Художественного театра, недоступный для других. Попасть в члены кружка безумно трудно» Члены-учредители «Летучей мыши» — а ими стали все главные актеры Художественного театра – О. Л. Книппер, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Г. С. Бурджалов, Н. Ф. Грибунин, Н. Г. Александров, а также Н. Ф. Балиев и Н. Л. Тарасов — разработали сложнейшую систему баллотировки для «посторонних», которые могли быть включены в члены кружка только единогласным избранием.
Первоначально «Летучая мышь» существовала как клуб актеров МХТ. Театр-кабаре открылся пародией на спектакль «Синяя птица» 29 февраля 1908 в подвале дома Перцова на Пречистенской набережной. Выступления на сцене «Летучей мыши» носили характер импровизации и состояли из шуточных выступлений К. С. Станиславского, О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова и др., пародий на спектакли театра. Летучая мышь, изображенная на занавесе театра, служила ироничной отсылкой к чайке – символу МХТ.
После смерти Тарасова в 1910 году Балиев вынужден был сделать представления платными. К этому времени из-за наводнения 1909 года театр переехал в Большой Милютинский переулок, д.14. Актерский ночной клуб, отделившись от МХТ, превратился в самостоятельный репертуарный театр. Его новый статус окончательно оформился в 1912 году, когда Н. Ф. Балиев, оставшись конферансье, служил и директором, и художественным руководителем театра.
Успехом пользовались миниатюры – жанр оживших картин: «Вятские игрушки», «Бабы» Ф. А. Малявина, «Японский веер», «Китайский фарфор»; мелодекламация (стихи П. Беранже); инсценированные романсы («Не искушай», «Как хороши, как свежи были розы»); буффонады («Скандал с Наполеоном»). Актеры Художественного театра по-прежнему охотно выступали в кабаре. Публику привлекал конферанс Балиева, его скетчи, репризы, пародии. Авторами текстов были А. З. Серполетти, Л. Г. Мунштейн, редактор журнала «Рампа и жизнь», Т. Л. Щепкина-Куперник, Н. А. Тэффи, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург и др.
В театре сформировался тип синтетического актера: чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В состав труппы входили В. А. Подгорный, Я. М. Волков, В. Я. Хенкин, Я. Д. Южный, К. Э. Гибшман, Т. Х. Дейкарханова, и др. Режиссировали В. В. Лужский, И. М. Москвин, Е. Б. Вахтангов, сам Балиев и др.
С 1914 года театр перешел к постановке сценических миниатюр, построенных на основе классической оперетты и водевиля («Шесть невест и ни одного жениха» Ф. Зуппе, «Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха), к инсценировкам произведений классиков: «Пиковая дама» и «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина, «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Нос», «Шинель», «Коляска», «Миргород» Н. В. Гоголя, «Жалобная книга», «Хамелеон» А. П.Чехова (режиссер А. А. Архангельский).
В 1915 году театр переехал в подвал нового доходного дома Э. Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10. Фойе и занавес театра расписал С. Судейкин. В феврале 1917 откликами на политические события стали обозрение «Страницы русской истории», гротеск в 12 часов по ночам. Оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду» были последними постановками театра при Балиеве (1918).
В 1919 г. Балиев увез труппу на гастроли в Киев, затем вернулся, но в 1920 г. уехал с частью труппы в эмиграцию, в Париж, затем в Нью-Йорк, где возродил театр.
В России продолжала работать оставшаяся часть труппы под руководством режиссера К. Кареева, пригласившего А. Архангельского, Н. Евреинова, В. Мчеделова. Он осуществил удачную постановку пьесы А. Ремизова «Царь Максимилиан» в сезоне 1921–1922.
В 1922 году за неуплату аренды помещения театр навсегда покинул дом Нирнзее, его место заняло кабаре «Кривой Джимми». Часть труппы «Летучей мыши» влилась в состав этого коллектива.
В 1989–2001 гг. Г. Гурвич возродил на сцене Студии киноактера театр миниатюр под легендарным названием. Авторами этой идеи являлись М. Захаров и Г. Горин.
Первоначально «Летучая мышь» существовала как клуб актеров МХТ. Театр-кабаре открылся пародией на спектакль «Синяя птица» 29 февраля 1908 в подвале дома Перцова на Пречистенской набережной. Выступления на сцене «Летучей мыши» носили характер импровизации и состояли из шуточных выступлений К. С. Станиславского, О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова и др., пародий на спектакли театра. Летучая мышь, изображенная на занавесе театра, служила ироничной отсылкой к чайке – символу МХТ.
После смерти Тарасова в 1910 году Балиев вынужден был сделать представления платными. К этому времени из-за наводнения 1909 года театр переехал в Большой Милютинский переулок, д.14. Актерский ночной клуб, отделившись от МХТ, превратился в самостоятельный репертуарный театр. Его новый статус окончательно оформился в 1912 году, когда Н. Ф. Балиев, оставшись конферансье, служил и директором, и художественным руководителем театра.
Успехом пользовались миниатюры – жанр оживших картин: «Вятские игрушки», «Бабы» Ф. А. Малявина, «Японский веер», «Китайский фарфор»; мелодекламация (стихи П. Беранже); инсценированные романсы («Не искушай», «Как хороши, как свежи были розы»); буффонады («Скандал с Наполеоном»). Актеры Художественного театра по-прежнему охотно выступали в кабаре. Публику привлекал конферанс Балиева, его скетчи, репризы, пародии. Авторами текстов были А. З. Серполетти, Л. Г. Мунштейн, редактор журнала «Рампа и жизнь», Т. Л. Щепкина-Куперник, Н. А. Тэффи, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург и др.
В театре сформировался тип синтетического актера: чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В состав труппы входили В. А. Подгорный, Я. М. Волков, В. Я. Хенкин, Я. Д. Южный, К. Э. Гибшман, Т. Х. Дейкарханова, и др. Режиссировали В. В. Лужский, И. М. Москвин, Е. Б. Вахтангов, сам Балиев и др.
С 1914 года театр перешел к постановке сценических миниатюр, построенных на основе классической оперетты и водевиля («Шесть невест и ни одного жениха» Ф. Зуппе, «Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха), к инсценировкам произведений классиков: «Пиковая дама» и «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина, «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Нос», «Шинель», «Коляска», «Миргород» Н. В. Гоголя, «Жалобная книга», «Хамелеон» А. П.Чехова (режиссер А. А. Архангельский).
В 1915 году театр переехал в подвал нового доходного дома Э. Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10. Фойе и занавес театра расписал С. Судейкин. В феврале 1917 откликами на политические события стали обозрение «Страницы русской истории», гротеск в 12 часов по ночам. Оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду» были последними постановками театра при Балиеве (1918).
В 1919 г. Балиев увез труппу на гастроли в Киев, затем вернулся, но в 1920 г. уехал с частью труппы в эмиграцию, в Париж, затем в Нью-Йорк, где возродил театр.
В России продолжала работать оставшаяся часть труппы под руководством режиссера К. Кареева, пригласившего А. Архангельского, Н. Евреинова, В. Мчеделова. Он осуществил удачную постановку пьесы А. Ремизова «Царь Максимилиан» в сезоне 1921–1922.
В 1922 году за неуплату аренды помещения театр навсегда покинул дом Нирнзее, его место заняло кабаре «Кривой Джимми». Часть труппы «Летучей мыши» влилась в состав этого коллектива.
В 1989–2001 гг. Г. Гурвич возродил на сцене Студии киноактера театр миниатюр под легендарным названием. Авторами этой идеи являлись М. Захаров и Г. Горин.