МХАТ Второй
МХАТ Второй - бывшая Первая студия МХТ.
Московский Художественный Театр Второй (МХАТ Второй) образован из Первой Студии МХТ, в 1924 году. С осени того же года Студия получает название МХАТ Второй и переходит в помещение бывшего Нового театра (ныне Российский академический молодежный театр).
Получив автономию, театр становится более независимым в определении новых художественных путей. К тому времени ансамбль театра составили М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова, В. В. Соловьева, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова, И. Н. Певцов, И. Н. Берсенев и др.
В течение шести лет, до 1928 года, во главе театра стоял М. Чехов, сыгравший тут свои лучшие роли: Гамлет («Гамлет» У. Шекспира, 1924, постановка М. Чехова), сенатор Аблеухов («Петербург» А. Белого, постановка С. Бирман, Татаринова, А. Чебана, 1925), Муромский («Дело А. В. Сухово Кобылина, постановка Б. Сушкевича, 1927). Его программного трагического «Гамлета» критики сравнивали с ярко-театральной, комедийной «Блохой», поставленной в том же сезоне А. Диким, намеренно сталкивая в идеологической плоскости художественные поиски.
В годы художественного руководства театром М. Чехова, в коллективе возникла оппозиционная группа из восьми человек, среди которых были: А. Дикий, О. Пыжова, Л. Волков, резко критиковавшая творческий метод М. Чехова. В 1927 году группа оппозиционеров ушла из МХАТ Второго в другие театры. А в 1928 эмигрировал из советской России М. Чехов.
С 1928 года театр возглавлял И. Н. Берсенев (сначала в составе дирекции, а с 1933 года – в качестве директора и художественного руководителя). Самым большим достижением того периода стал спектакль о современной жизни и по-настоящему положительном современном человеке – «Чудак» А. Н. Афиногенова (1929, реж. Берсенев, Чебан).
До 1932 года ведущим режиссером театра являлся Б. Сушкевич, поставивший этапные спектакли: «Евграф – искатель приключений» А. М. Файко (1926, совместно с С. Бирман), «Дело А. В. Сухого-Кобылина» (1927), «Закат» И. Э. Бабеля (1928), «Человек, который смеется» по В. Гюго (1929), «Светите, звезды» (1930) и «Дело чести» И. К. Микитенко (1932), «Тень освободителя» П. С. Сухотина по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1931), «Петр I» А. Н. Толстого (1930).
Некоторые спектакли, в основном комедийные, поставила С. Бирман: «Бабы» по пьесам К. Гольдони (1929), «Испанский священник» Дж. Флетчера (1934) и др. В ее постановках преобладали смелая сценическая форма, острый гротеск, раскованная эксцентрика, имеющие психологическое оправдание. В последний год работы театра актриса осуществила две крупнейшие постановки драматического характера – «Мольба о жизни» Ж. Деваля и «Начало жизни» С. Первомайского.
К режиссуре привлекались и другие ведущие актеры: Берсенев, Чебан, Готовцев, Гиацинтова. Их силами на сцене театра ставились разнообразные по форме и по жанру спектакли. В 1932 году Берсеневым и Бирман поставлен лирико-трагедийный спектакль «Униженные и оскорбленные» по роману Ф. М. Достоевского.
В феврале 1936 года МХАТ Второй был закрыт. В Постановлении Совета народных комиссаров говорилось: «СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают, что так называемый 2-й МХАТ не оправдывает своего звания МХАТа и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не является необходимым». Здание было передано Центральному детскому театру Натальи Сац. А ведущие актеры театра – И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, - вошли в труппу театра им. МОСПС, а затем в Театр им. Ленинского комсомола.
Получив автономию, театр становится более независимым в определении новых художественных путей. К тому времени ансамбль театра составили М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова, В. В. Соловьева, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова, И. Н. Певцов, И. Н. Берсенев и др.
В течение шести лет, до 1928 года, во главе театра стоял М. Чехов, сыгравший тут свои лучшие роли: Гамлет («Гамлет» У. Шекспира, 1924, постановка М. Чехова), сенатор Аблеухов («Петербург» А. Белого, постановка С. Бирман, Татаринова, А. Чебана, 1925), Муромский («Дело А. В. Сухово Кобылина, постановка Б. Сушкевича, 1927). Его программного трагического «Гамлета» критики сравнивали с ярко-театральной, комедийной «Блохой», поставленной в том же сезоне А. Диким, намеренно сталкивая в идеологической плоскости художественные поиски.
В годы художественного руководства театром М. Чехова, в коллективе возникла оппозиционная группа из восьми человек, среди которых были: А. Дикий, О. Пыжова, Л. Волков, резко критиковавшая творческий метод М. Чехова. В 1927 году группа оппозиционеров ушла из МХАТ Второго в другие театры. А в 1928 эмигрировал из советской России М. Чехов.
С 1928 года театр возглавлял И. Н. Берсенев (сначала в составе дирекции, а с 1933 года – в качестве директора и художественного руководителя). Самым большим достижением того периода стал спектакль о современной жизни и по-настоящему положительном современном человеке – «Чудак» А. Н. Афиногенова (1929, реж. Берсенев, Чебан).
До 1932 года ведущим режиссером театра являлся Б. Сушкевич, поставивший этапные спектакли: «Евграф – искатель приключений» А. М. Файко (1926, совместно с С. Бирман), «Дело А. В. Сухого-Кобылина» (1927), «Закат» И. Э. Бабеля (1928), «Человек, который смеется» по В. Гюго (1929), «Светите, звезды» (1930) и «Дело чести» И. К. Микитенко (1932), «Тень освободителя» П. С. Сухотина по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1931), «Петр I» А. Н. Толстого (1930).
Некоторые спектакли, в основном комедийные, поставила С. Бирман: «Бабы» по пьесам К. Гольдони (1929), «Испанский священник» Дж. Флетчера (1934) и др. В ее постановках преобладали смелая сценическая форма, острый гротеск, раскованная эксцентрика, имеющие психологическое оправдание. В последний год работы театра актриса осуществила две крупнейшие постановки драматического характера – «Мольба о жизни» Ж. Деваля и «Начало жизни» С. Первомайского.
К режиссуре привлекались и другие ведущие актеры: Берсенев, Чебан, Готовцев, Гиацинтова. Их силами на сцене театра ставились разнообразные по форме и по жанру спектакли. В 1932 году Берсеневым и Бирман поставлен лирико-трагедийный спектакль «Униженные и оскорбленные» по роману Ф. М. Достоевского.
В феврале 1936 года МХАТ Второй был закрыт. В Постановлении Совета народных комиссаров говорилось: «СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают, что так называемый 2-й МХАТ не оправдывает своего звания МХАТа и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не является необходимым». Здание было передано Центральному детскому театру Натальи Сац. А ведущие актеры театра – И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, - вошли в труппу театра им. МОСПС, а затем в Театр им. Ленинского комсомола.