Ⅰ студия МХТ
Студия была открыта в 1913 г. и представляла собой особый тип студийного театра, послуживший впоследствии образцом для создания студий подобного типа. Студия ставила целью экспериментально-творческую разработку системы Станиславского. Инициатором создания Первой студии был К. С. Станиславский, непосредственным руководителем — Л. А. Сулержицкий.
Л.Я.Гуревич в газете «Русская молва» пишет, что Студия Станиславского «ставит себе задачею не только борьбу с театральными «штампами», от которых бывают несвободны наиболее одаренные актеры, но и общее углубление и уточнение актерской культуры, создание нового актера – с большим внутренним горизонтом, с высшей сознательностью творчества, со способностью передавать, силою непосредственного сценического переживания, всю гамму человеческих чувствований, вплоть до самых сокровенных духовных движений, и таким образом создать дня театра новую художественную школу, которую Станиславский склонен называть школою «духовного реализма».
До 1921 спектакли шли в небольшом помещении на Скобелевской площади, вмещавшем около 100 зрителей, зал был максимально приближен к сцене и это требовало от актеров особой техники игры.
В 1913-1916 гг. были поставлены спектакли «Гибель надежды» Г. Гейерманса (реж. Р.В. Болеславский), «Калики перехожие» В .Волькенштейна, «Сверчок на печи» по Ч.Диккенсу (реж. Б.М. Сушкевич), «Праздник мира» Г. Гауптмана, «Потоп» Г. Бергера (реж. Е.Б. Вахтангов).
Программным стал «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу (1914), утверждающий радость дома, семьи, атмосферу рождественского чуда. Труппа студии состояла преимущественно из учеников, сотрудников и молодых актеров МХТ. В ее состав входили: М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова, В. В. Соловьёва, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова и др. Позднее вступили И. Н. Певцов и И.Н. Берсенев и др.
В послереволюционный период на сцене Первой студии появляются спектакли: «Росмерсхольм» Г.Ибсена (постановка Е.Вахтангова), «Двенадцатая ночь» У.Шекспира (постановка Б.Сушкевича),, «Эрик XIV» Э.Стринберга (постановка Е.Вахтангова), «Король Лир» (постановка Б.Сушкевича) и др. Переход в помещение театра б. Альказар совпал с отходом от "студийности".
Период 1921-1924 гг. характеризуется всё большим стремлением к яркости театральных форм: спектакли "Укрощение строптивой", "Король Лир" (Лир-Певцов); "Герой" Синга. Итогом этих исканий явился спектакль "Расточитель" Лескова (1924; режиссёр - Сушкевич).
В 1922 г. после смерти Е. Б. Вахтангова прошли гастроли Студии по странам Восточной Европы.
В сентябре 1922 г. Студию возглавил М. А. Чехов. Студия отказалась войти в состав Художественного театра и в 1924 г. стала театром – МХАТом Вторым (это название дал В. И. Немирович-Данченко).
С осени 1924 года МХАТ Второй переехал в помещение б. Нового театра (ныне Российский академический молодежный театр).
До 1921 спектакли шли в небольшом помещении на Скобелевской площади, вмещавшем около 100 зрителей, зал был максимально приближен к сцене и это требовало от актеров особой техники игры.
В 1913-1916 гг. были поставлены спектакли «Гибель надежды» Г. Гейерманса (реж. Р.В. Болеславский), «Калики перехожие» В .Волькенштейна, «Сверчок на печи» по Ч.Диккенсу (реж. Б.М. Сушкевич), «Праздник мира» Г. Гауптмана, «Потоп» Г. Бергера (реж. Е.Б. Вахтангов).
Программным стал «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу (1914), утверждающий радость дома, семьи, атмосферу рождественского чуда. Труппа студии состояла преимущественно из учеников, сотрудников и молодых актеров МХТ. В ее состав входили: М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова, В. В. Соловьёва, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова и др. Позднее вступили И. Н. Певцов и И.Н. Берсенев и др.
В послереволюционный период на сцене Первой студии появляются спектакли: «Росмерсхольм» Г.Ибсена (постановка Е.Вахтангова), «Двенадцатая ночь» У.Шекспира (постановка Б.Сушкевича),, «Эрик XIV» Э.Стринберга (постановка Е.Вахтангова), «Король Лир» (постановка Б.Сушкевича) и др. Переход в помещение театра б. Альказар совпал с отходом от "студийности".
Период 1921-1924 гг. характеризуется всё большим стремлением к яркости театральных форм: спектакли "Укрощение строптивой", "Король Лир" (Лир-Певцов); "Герой" Синга. Итогом этих исканий явился спектакль "Расточитель" Лескова (1924; режиссёр - Сушкевич).
В 1922 г. после смерти Е. Б. Вахтангова прошли гастроли Студии по странам Восточной Европы.
В сентябре 1922 г. Студию возглавил М. А. Чехов. Студия отказалась войти в состав Художественного театра и в 1924 г. стала театром – МХАТом Вторым (это название дал В. И. Немирович-Данченко).
С осени 1924 года МХАТ Второй переехал в помещение б. Нового театра (ныне Российский академический молодежный театр).