The Prague Group
Пражскую группу составили артисты МХТ, которые отказались вернуться в Россию вместе с «Качаловской группой», распавшейся в мае 1922 года.
Ядро пражской труппы составили артисты, которые отказались вернуться в Россию вместе с «Качаловской группой», возглавляли которую М. Н. Германова, Н. О. Массалитинов и П. Ф. Шаров.
В мае 1922 года «Качаловская группа» распалась. Несмотря на настойчивые просьбы Немировича-Данченко, адресованные актрисе лично, Германова в Москву не поехала. В апреле 1922 года состоялись ее последние совместные с Качаловым гастроли в Риге. Весной 1923 года Германова гастролирует в Ковно и Ревеле. Но особенное значение в зарубежной судьбе актрисы имеют ее триумфальные выступления в Праге, после которых правительство Чехословакии приглашает ее на постоянную работу. Здесь Германова добивается государственной субсидии для своих товарищей, не вернувшихся в Москву мхатовцев. Так началась история «Пражской группы» артистов МХТ, гастролировавшей по Европе.
Еще до формального образования группы, в декабре 1922 г. в Берлине, с помощью друга МХТ Шахида Сураварди и консультируясь с Немировичем-Данченко, она осуществляет незавершенный в России спектакль «Король темного чертога». Сокращенный из-за недостатка людей и средств, сконцентрированный вокруг главной роли Королевы Сударшаны, которую, как и в России, играет Германова, для актрисы спектакль становится гастрольным. Его включают в репертуар «Пражской группы», показывают в Прибалтике, Скандинавских странах, в Париже.
Германова ставит также «Село Степанчиково» по Достоевскому, восстанавливает «Вишневый сад», в котором играет Раневскую, и «Дядю Ваню». Она самостоятельно режиссирует «Женщину с моря» Ибсена и исполняет в ней главную роль Эллиды. «Пражская группа» гастролирует с этими спектаклями в Болгарии, Франции, Италии, Швейцарии, Югославии, Германии.
В Германии актриса предпринимает попытку организовать филиал группы, для чего ставит «Битву жизни», «Идиота», «Медею», в которых исполняет главные роли.
В ноябре 1924 года в Праге, в Театре на Виноградах, где работала «Пражская группа», торжественно отмечается юбилей М. Н. Германовой — 20-летие ее творческой деятельности. Она выступает в своей знаменитой роли Грушеньки в «Братьях Карамазовых».
В 1925 году группу покидает Н. Ф. Массалитинов, ставший режиссером Болгарского Национального театра. В 1925 – 1927 годах «Пражская группа» продолжает активно гастролировать: в Болгарии, Франции, Германии, и, впервые, – в Бельгии. В репертуаре появляются новые постановки в режиссуре М. Н. Германовой: «Бедность не порок», «Живой труп», «Белая гвардию» Булгакова, в которой актриса играет Елену Турбину, «Женитьба» Гоголя; «Мертвый город» Д’Аннунцио, пьеса болгарского автора Такирова.
В 1927 году М. Н. Германова покидает «Пражскую группу» и уезжает на индивидуальные гастроли в Лондон.
Пражская труппа была попыткой создать русский стационарный театр за рубежом. Попыткой достаточно удачной, продлившейся долгие шесть лет.
В мае 1922 года «Качаловская группа» распалась. Несмотря на настойчивые просьбы Немировича-Данченко, адресованные актрисе лично, Германова в Москву не поехала. В апреле 1922 года состоялись ее последние совместные с Качаловым гастроли в Риге. Весной 1923 года Германова гастролирует в Ковно и Ревеле. Но особенное значение в зарубежной судьбе актрисы имеют ее триумфальные выступления в Праге, после которых правительство Чехословакии приглашает ее на постоянную работу. Здесь Германова добивается государственной субсидии для своих товарищей, не вернувшихся в Москву мхатовцев. Так началась история «Пражской группы» артистов МХТ, гастролировавшей по Европе.
Еще до формального образования группы, в декабре 1922 г. в Берлине, с помощью друга МХТ Шахида Сураварди и консультируясь с Немировичем-Данченко, она осуществляет незавершенный в России спектакль «Король темного чертога». Сокращенный из-за недостатка людей и средств, сконцентрированный вокруг главной роли Королевы Сударшаны, которую, как и в России, играет Германова, для актрисы спектакль становится гастрольным. Его включают в репертуар «Пражской группы», показывают в Прибалтике, Скандинавских странах, в Париже.
Германова ставит также «Село Степанчиково» по Достоевскому, восстанавливает «Вишневый сад», в котором играет Раневскую, и «Дядю Ваню». Она самостоятельно режиссирует «Женщину с моря» Ибсена и исполняет в ней главную роль Эллиды. «Пражская группа» гастролирует с этими спектаклями в Болгарии, Франции, Италии, Швейцарии, Югославии, Германии.
В Германии актриса предпринимает попытку организовать филиал группы, для чего ставит «Битву жизни», «Идиота», «Медею», в которых исполняет главные роли.
В ноябре 1924 года в Праге, в Театре на Виноградах, где работала «Пражская группа», торжественно отмечается юбилей М. Н. Германовой — 20-летие ее творческой деятельности. Она выступает в своей знаменитой роли Грушеньки в «Братьях Карамазовых».
В 1925 году группу покидает Н. Ф. Массалитинов, ставший режиссером Болгарского Национального театра. В 1925 – 1927 годах «Пражская группа» продолжает активно гастролировать: в Болгарии, Франции, Германии, и, впервые, – в Бельгии. В репертуаре появляются новые постановки в режиссуре М. Н. Германовой: «Бедность не порок», «Живой труп», «Белая гвардию» Булгакова, в которой актриса играет Елену Турбину, «Женитьба» Гоголя; «Мертвый город» Д’Аннунцио, пьеса болгарского автора Такирова.
В 1927 году М. Н. Германова покидает «Пражскую группу» и уезжает на индивидуальные гастроли в Лондон.
Пражская труппа была попыткой создать русский стационарный театр за рубежом. Попыткой достаточно удачной, продлившейся долгие шесть лет.