Школа Драматического Искусства
Театр открылся в 1987 году в подвале дома на улице Поварской спектаклем А. А. Васильева «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Основатель и руководитель театра – режиссер, ученик М. О. Кнебель А. А. Васильев.
Развивая идеи Е. Гротовского Васильев разработал свою концепцию театра-лаборатории и свой вербальный актерско-режиссерский метод, направленный на постоянный поиск новой театральной эстетики, разрушение стереотипов, соединение драматического, музыкального и пластического начал в спектакле.
В составе труппы в разные годы работали А. Филозов, Л. Полякова, Б. Романов, Ю. Гребенщиков, Н. Андрейченко, А. Петренко, Н. Д. Чиндяйкин, А. А. Ануров, Н. Б. Коляканова, Г. С. Гладий, Л. В. Белогурова, Л. М. Бородина, И. В. Яцко.
В спектаклях принимали участие музыканты А. Козлов, Б. Гребенщиков (Серсо), А. Котов и ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (Плач Иеремии), группа «Opus Post», под руководством Т. Гринденко (Моцарт и Сальери). Постоянный соавтор Васильева – художник И. Попов, с которым Васильев создал большинство своих спектаклей, среди которых «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло (1990); «Фьоренца» Т. Манна (1993); «Иосиф и его братья» Т. Манна (1993); «Амфитрион» Ж.- Б. Мольера (1994), «Дон Жуан» или «Каменный гость» и другие стихи А. С. Пушкина» (1998), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (2000), «Медея Материал» Х. Мюллера (2001) и др.
В 2001 на базе бывшего кинотеатра «Уран» открылось новое здание театра на Сретенке с несколькими залами (авторы проекта сам А. Васильев и И. Попов, архитектор по первому образованию). При театре было создано содружество учеников А. Васильева «Сретенка». В лаборатории «Школы драматического искусства» были выпущены спектакли: «Дюма – главы из романов Александра Дюма» (1987); «Бесы» по роману Ф. М. Достоевского (1988); «Вечер Мопассана» (1988); «Диалоги Платона» (1988); «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского (1989); «Оскар Уайльд. Упадок лжи, Критик как художник» (1989); «Платон-Магритт. Диалоги» (1990); «Вечер
Мольера» (1992); «А. С. Пушкин. Разговоры с поэтом» (1994); «Илиада, 23-я песнь» (1997); «Государство Платона» (2000); «Три сестры» А. П. Чехова (2000); «Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи Пушкина» (1998) и др.
В новом здании театра на Сретенке прошли спектакли учеников А. Васильева: Бориса Мильграма «Воскресение Лазаря» (пять глав из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в сопровождении джазовой музыки В. Чекасина) и Бориса Юхананова «Фауст» (по Гете). В апреле 2006 года «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена».
В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. 3 декабря 2007 главным режиссером Школы драматического искусства назначен ученик и последователь А. Васильева Игорь Яцко, который занимал этот пост до 2014 года.
В театре работали инициированные А. Васильевым режиссерские лаборатории. Музыкальная лаборатория под руководством Петра Айду (создана в 2008), объединяющая группу музыкантов, артистов, художников и теоретиков искусства. Работы: музыкальное оформление спектаклей «Кориолан», «Каменный ангел», «Саломея», «Каин» (реж. И. Яцко); Концерт-фотовыставка «Потерянные пространства» (2008); «Персимфанс. Опыт реконструкции звуковой среды 1920-х годов в СССР» (2009); «Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков» (2009); Концерт «Stylus phantasticus» (2009); концерт перформанс «Реконструкция утопии. Москва 1922 — предчувствие нового звука» (2012) и др. Лаборатория Дмитрия Крымова, созданная на основе его курса в ГИТИСе. Постановки: «Недосказки» по сказкам А. Н. Афанасьева, «Три сестры», по мотивам трагедии «Король Лир» В. Шекспира, «Сэр Вантес. Донкий Хот», по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, «Демон. Вид сверху», по мотивам поэмы М. Лермонтова, «ТАРАРАБУМБИЯ» к 150-летию А. П. Чехова, «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве. По пьесе А. Чехова „Три сестры“», «О-й. Поздняя любовь» по пьесе А. Островского «Поздняя любовь»" и др. Лаборатория Александра Огарева выпускает спектакли: «Чудо со щеглом» по Арс. Тарковскому и песням Ф. Шуберта (2007), «Малороссийские песни» (2008), «Гвидон» оперу Александра Маноцкова по стихам Даниила Хармса (2011) и др. Лаборатория Бориса Юхананова – постановки: «Фауст» — 6-я редакция» (2009), «Стойкий принцип» (совместная постановка театра «Школа драматического искусства» и МИР-4; 2013).
Первая режиссерская работа Игоря Яцко появилась в Школе драматического искусства в 2004 году – 24-часовой хэппенинг «100 лет. День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» по Джойсу. Далее следовали: «Кориолан» У. Шекспира, «Каменный ангел» М. Цветаевой, «Фауст» Гёте, «Саломея» О. Уайльда, «Васса Железнова» М. Горького и др. В 2011 году из выпускников курса Игоря Яцко в Международном Славянском Институте имени Г. Р. Державина была создана «Студия Игоря Яцко» в театре «Школа драматического искусства».
1 марта 2022 года было объявлено о слиянии театров «Школа драматического искусства» и Центра им. Мейерхольда.
В составе труппы в разные годы работали А. Филозов, Л. Полякова, Б. Романов, Ю. Гребенщиков, Н. Андрейченко, А. Петренко, Н. Д. Чиндяйкин, А. А. Ануров, Н. Б. Коляканова, Г. С. Гладий, Л. В. Белогурова, Л. М. Бородина, И. В. Яцко.
В спектаклях принимали участие музыканты А. Козлов, Б. Гребенщиков (Серсо), А. Котов и ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (Плач Иеремии), группа «Opus Post», под руководством Т. Гринденко (Моцарт и Сальери). Постоянный соавтор Васильева – художник И. Попов, с которым Васильев создал большинство своих спектаклей, среди которых «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло (1990); «Фьоренца» Т. Манна (1993); «Иосиф и его братья» Т. Манна (1993); «Амфитрион» Ж.- Б. Мольера (1994), «Дон Жуан» или «Каменный гость» и другие стихи А. С. Пушкина» (1998), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (2000), «Медея Материал» Х. Мюллера (2001) и др.
В 2001 на базе бывшего кинотеатра «Уран» открылось новое здание театра на Сретенке с несколькими залами (авторы проекта сам А. Васильев и И. Попов, архитектор по первому образованию). При театре было создано содружество учеников А. Васильева «Сретенка». В лаборатории «Школы драматического искусства» были выпущены спектакли: «Дюма – главы из романов Александра Дюма» (1987); «Бесы» по роману Ф. М. Достоевского (1988); «Вечер Мопассана» (1988); «Диалоги Платона» (1988); «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского (1989); «Оскар Уайльд. Упадок лжи, Критик как художник» (1989); «Платон-Магритт. Диалоги» (1990); «Вечер
Мольера» (1992); «А. С. Пушкин. Разговоры с поэтом» (1994); «Илиада, 23-я песнь» (1997); «Государство Платона» (2000); «Три сестры» А. П. Чехова (2000); «Дон Жуан или Каменный гость и другие стихи Пушкина» (1998) и др.
В новом здании театра на Сретенке прошли спектакли учеников А. Васильева: Бориса Мильграма «Воскресение Лазаря» (пять глав из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в сопровождении джазовой музыки В. Чекасина) и Бориса Юхананова «Фауст» (по Гете). В апреле 2006 года «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена».
В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. 3 декабря 2007 главным режиссером Школы драматического искусства назначен ученик и последователь А. Васильева Игорь Яцко, который занимал этот пост до 2014 года.
В театре работали инициированные А. Васильевым режиссерские лаборатории. Музыкальная лаборатория под руководством Петра Айду (создана в 2008), объединяющая группу музыкантов, артистов, художников и теоретиков искусства. Работы: музыкальное оформление спектаклей «Кориолан», «Каменный ангел», «Саломея», «Каин» (реж. И. Яцко); Концерт-фотовыставка «Потерянные пространства» (2008); «Персимфанс. Опыт реконструкции звуковой среды 1920-х годов в СССР» (2009); «Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков» (2009); Концерт «Stylus phantasticus» (2009); концерт перформанс «Реконструкция утопии. Москва 1922 — предчувствие нового звука» (2012) и др. Лаборатория Дмитрия Крымова, созданная на основе его курса в ГИТИСе. Постановки: «Недосказки» по сказкам А. Н. Афанасьева, «Три сестры», по мотивам трагедии «Король Лир» В. Шекспира, «Сэр Вантес. Донкий Хот», по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, «Демон. Вид сверху», по мотивам поэмы М. Лермонтова, «ТАРАРАБУМБИЯ» к 150-летию А. П. Чехова, «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве. По пьесе А. Чехова „Три сестры“», «О-й. Поздняя любовь» по пьесе А. Островского «Поздняя любовь»" и др. Лаборатория Александра Огарева выпускает спектакли: «Чудо со щеглом» по Арс. Тарковскому и песням Ф. Шуберта (2007), «Малороссийские песни» (2008), «Гвидон» оперу Александра Маноцкова по стихам Даниила Хармса (2011) и др. Лаборатория Бориса Юхананова – постановки: «Фауст» — 6-я редакция» (2009), «Стойкий принцип» (совместная постановка театра «Школа драматического искусства» и МИР-4; 2013).
Первая режиссерская работа Игоря Яцко появилась в Школе драматического искусства в 2004 году – 24-часовой хэппенинг «100 лет. День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» по Джойсу. Далее следовали: «Кориолан» У. Шекспира, «Каменный ангел» М. Цветаевой, «Фауст» Гёте, «Саломея» О. Уайльда, «Васса Железнова» М. Горького и др. В 2011 году из выпускников курса Игоря Яцко в Международном Славянском Институте имени Г. Р. Державина была создана «Студия Игоря Яцко» в театре «Школа драматического искусства».
1 марта 2022 года было объявлено о слиянии театров «Школа драматического искусства» и Центра им. Мейерхольда.