Студия на Поварской
Студия являлась экспериментальной театральной площадкой для К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда.
Студия на Поварской — экспериментальная театральная студия в Москве, существовавшая в мае — октябре 1905 года. Размещалась в помещении театра Немчинова на углу Поварской и Мерзляковского переулка.
Инициатором создания Студии был К. С. Станиславский, который привлек к работе В. С. Мейерхольда, покинувшего МХТ в 1902 году и создавшего свое «Товарищество новой драмы».
Мейерхольд пригласил в Студию Валерия Брюсова, который возглавил её «литературное бюро». Заведовать музыкальной частью был приглашён композитор И. А. Сац, художественной частью — Н. Н. Сапунов и С. Ю.Судейкин, которые также приняли участие в оформлении интерьеров здания. В труппу Студии были набраны актёры из театров Москвы и Петербурга, среди которых были И. И. Певцов, В. А. Подгорный, В. В. Максимов.
Открывая Студию 5 мая 1905 года, Станиславский говорил: «Не забывая о своем высоком общественном призвании, «молодой» театр должен в то же время стремиться к осуществлению главной своей задачи – обновлению драматического искусства новыми формами и приемами сценического исполнения».
Станиславский содержал студию на собственные средства. Для первого сезона выбрали три пьесы – «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана и «Комедию любви» Г. Ибсена. Для репетиций сняли сарай на суконной фабрике Дюпон неподалеку от Москвы. Показ первых актов трех пьес состоялся 11 августа 1905 года. Его посетили основоположники МХТ и ведущие артисты труппы, С. Мамонтов и М. Горький. Показ прошел успешно. Репетиции были перенесены в Москву.
14 октября в городе началось вооруженное восстание, которые историки назовут революцией 1905 года. Станиславский понимал, что открывать студию в такое время нельзя (залы МХТ практически пустовали), но генеральная репетиция состоялась. На нее пришли актеры МХТ, В. И. Немирович-Данченко, приехал В. Брюсов. Во время показа «Смерти Тентажиля», действие шло в полутьме, Константин Сергеевич потребовал дать свет на сцену («Публика должна видеть лица актеров»).
24 октября Станиславский вызвал к себе Мейерхольда и сообщил, что Студию на Поварской он закрывает. В «Моей жизни в искусстве» он писал: «К тому времени — осенью 1905 года — разразилась революция. Москвичам стало не до театра. Открытие нового дела откладывалось надолго. Затягивая развязку, я не мог бы ликвидировать ее так, чтобы со всеми расплатиться, и потому пришлось закрыть студию в спешном порядке». Три года спустя Станиславский подведет итоги своего эксперимента: «Когда художественные перспективы покрылись туманом, появилась Студия. Она погибла, но зато наш театр нашёл своё будущее на её развалинах».
Мейерхольд продолжит опыты Студии в своих постановках в «Товариществе новой драмы» и на сцене Театра на Офицерской.
Инициатором создания Студии был К. С. Станиславский, который привлек к работе В. С. Мейерхольда, покинувшего МХТ в 1902 году и создавшего свое «Товарищество новой драмы».
Мейерхольд пригласил в Студию Валерия Брюсова, который возглавил её «литературное бюро». Заведовать музыкальной частью был приглашён композитор И. А. Сац, художественной частью — Н. Н. Сапунов и С. Ю.Судейкин, которые также приняли участие в оформлении интерьеров здания. В труппу Студии были набраны актёры из театров Москвы и Петербурга, среди которых были И. И. Певцов, В. А. Подгорный, В. В. Максимов.
Открывая Студию 5 мая 1905 года, Станиславский говорил: «Не забывая о своем высоком общественном призвании, «молодой» театр должен в то же время стремиться к осуществлению главной своей задачи – обновлению драматического искусства новыми формами и приемами сценического исполнения».
Станиславский содержал студию на собственные средства. Для первого сезона выбрали три пьесы – «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана и «Комедию любви» Г. Ибсена. Для репетиций сняли сарай на суконной фабрике Дюпон неподалеку от Москвы. Показ первых актов трех пьес состоялся 11 августа 1905 года. Его посетили основоположники МХТ и ведущие артисты труппы, С. Мамонтов и М. Горький. Показ прошел успешно. Репетиции были перенесены в Москву.
14 октября в городе началось вооруженное восстание, которые историки назовут революцией 1905 года. Станиславский понимал, что открывать студию в такое время нельзя (залы МХТ практически пустовали), но генеральная репетиция состоялась. На нее пришли актеры МХТ, В. И. Немирович-Данченко, приехал В. Брюсов. Во время показа «Смерти Тентажиля», действие шло в полутьме, Константин Сергеевич потребовал дать свет на сцену («Публика должна видеть лица актеров»).
24 октября Станиславский вызвал к себе Мейерхольда и сообщил, что Студию на Поварской он закрывает. В «Моей жизни в искусстве» он писал: «К тому времени — осенью 1905 года — разразилась революция. Москвичам стало не до театра. Открытие нового дела откладывалось надолго. Затягивая развязку, я не мог бы ликвидировать ее так, чтобы со всеми расплатиться, и потому пришлось закрыть студию в спешном порядке». Три года спустя Станиславский подведет итоги своего эксперимента: «Когда художественные перспективы покрылись туманом, появилась Студия. Она погибла, но зато наш театр нашёл своё будущее на её развалинах».
Мейерхольд продолжит опыты Студии в своих постановках в «Товариществе новой драмы» и на сцене Театра на Офицерской.