Театр Корша
Московский частный театр Ф. А. Корша - первый частный театр, появление которого стало возможным в связи с отменой монополии императорских театров.
Театр Корша – московский частный театр Ф. А. Корша (Русский драматический театр Корша) открылся 30 августа 1882 в Москве в здании Лианозовского театра (ныне там расположен МХТ им. Чехова).
Это был первый частный театр (появился в связи с отменой монополии императорских театров) на основе Пушкинского театра или «Театра близ памятника Пушкину» под руководством актрисы Малого театра А.А.Бренко. Театр п/р Бренко существовал с 1879 г. имел крепкую труппу и классический репертуар, но потерпел финансовый крах в 1882.
Ведущие актеры театра во главе с М.И.Писаревым и В.Н.Андреевым-Бурлаком на правах товарищества создали Русский драматический театр, пригласив распорядителем Ф.А. Корша. Театр открылся 30 августа спектаклем "Ревизор".
Особенностью нового театра были оборудованная по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримёрки и фойе, освещённые электричеством. Ведущая актриса театра А. Я. Глама-Мещерская писала: «Впечатление новое освещение производило огромное». В первый сезон театр имел труппу и репертуар, сложившиеся в Пушкинском театре, но уже через год Корш стал единоличным руководителем.
Из-за долгов по грандиозной постановке пятиактной исторической хроники "Царь и великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский" Н.А.Чаева (1883) театр оказался на грани закрытия. Корш изменил линию репертуара и расширил круг зрителей введением дешевых билетов на утренние спектакли для учащихся. Основной репертуар утренних спектаклей составляла классика, в первую очередь пьесы А. Н. Островского. Режиссеры М. В. Аграмов и Н. Н. Соловцов, работавшие у Корша в 1885-1887, пытались придать антрепризе черты театра, решающего серьезные художественные задачи. Аграмов поставил "Горе от ума" А.С.Грибоедова в костюмах и декорациях грибоедовской эпохи, Соловцов — Иванова А. П. Чехова.
В утренних спектаклях были заняты те же знаменитые артисты, что и вечером, качество постановки утренников оставалось таким же высоким, что и в вечерних спектаклях И. М. Москвин вспоминал, что Корш «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В. Н. Давыдовым».
На вечерний спектакль, который смотрела зажиточная публика, цена билета оставалась не менее высокой, чем в Малом театре. Так Корш компенсировал коммерческие убытки по организации утренников. В 1885 театр переехал в новое здание в Богословском пер. (ныне здание Театра Наций). Театр Корша славился сильным актёрским составом. На его сцене вразное время играли П. Н. Орленев, В. Н. Давыдов, Б. С. Борисов, В. А. Кригер, И. М. Москвин, В. П. Далматов, М. Т. Иванов-Козельский, Г. И. Мартынова, И. П. Киселевский, Н. П. Рощин-Инсаров, Е. Ф. Красовская, А. А. Остужев, Н. М. Радин, М. М. Климов, М. М. Блюменталь-Тамарина, М. П. Свободин, Л. М. Леонидов, В. Н. Попова, Е. М. Шатрова, В. О. Топорков, А. П. Кторов и др.
В 1900-09 годы главным режиссером театра был Н. Н. Синельников, который осуществил несколько значительных работ, к примеру, "Дети Ванюшина" С.А.Найденова в его постановке (1901) заслужили одобрение К. С. Станиславского. Позднее в театре работали режиссеры А. Л. Загаров (1910– 1911), Н. Д. Красов (1911–1912), А. Л. Зиновьев (1912–1913), В. К. Татищев (1914–1917).
В репертуар театра входили постановки классики: "Горе от ума" (1886, 1888, 1911), "Иванов" (1887), "Маскарад" (1883, 1888, 1912); "Горькая судьбина" Писемского (1893), "Гроза" (1889, 1909), "Лес" (1882), "Гамлет" (1895),"Разбойники", "Тартюф" (1888), "Нора" (1891) и др. В то же время театр Корша был типичным коммерческим театром. Появилось понятие «коршевская пьеса» — драматургия с штампованными конфликтами и персонажами, строящаяся по принципу «больше забавного и смешного». Каждую пятницу здесь шла новая пьеса, которая ставилась с 3–4 репетиций.
Корш делал акцент в репертуаре на западноевропейские переводные новинки. «Гвоздь» последнего театрального европейского сезона непременно появлялся вскоре у Корша: фарсы "Тетка Чарлея» и «Мадам Сен-Жен» В. Сарду и Э. Моро, «Раб наживы» О. Мирабо, «Контролер спальных вагонов» А. Биссона. Бывая за границей на премьерах модных пьес, Корш и его переводчики стенографировали текст спектакля, а потом переводили его, причем нередко декорации и костюмы европейской постановки полностью «калькировались». Поэтому у него случались неприятности и судебные тяжбы с авторами.
Антреприза Ф. А. Корша (1882-1917) осталась примером самой длительной частной антрепризы в России. В 1917 Корш праздновал 35-летие своей деятельности на этом поприще. Только тяжелая болезнь вынудила его покинуть театр.
В 1918 театр перешёл к новому владельцу (М. М. Шлуглейту). В сезоне 1925-26 был включён в сеть государственных театров Московского совета. Назывался театром "Комедия" (б. Корш), Московским драматическим театром. Просуществовал до 1932 года, когда был закрыт. Наиболее крупные актёры вошли в труппу Малого театра, МХАТа и других театров.
В настоящее время здание бывшего Театра Корша принадлежит Театру Наций, который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. В 2002 году в честь 120-летия Театра Корша и 150-летия со дня рождения Ф. А. Корша в Театре Наций прошли «Коршевские чтения» под названием «Театр XXI века между стационаром и антрепризой».
Это был первый частный театр (появился в связи с отменой монополии императорских театров) на основе Пушкинского театра или «Театра близ памятника Пушкину» под руководством актрисы Малого театра А.А.Бренко. Театр п/р Бренко существовал с 1879 г. имел крепкую труппу и классический репертуар, но потерпел финансовый крах в 1882.
Ведущие актеры театра во главе с М.И.Писаревым и В.Н.Андреевым-Бурлаком на правах товарищества создали Русский драматический театр, пригласив распорядителем Ф.А. Корша. Театр открылся 30 августа спектаклем "Ревизор".
Особенностью нового театра были оборудованная по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримёрки и фойе, освещённые электричеством. Ведущая актриса театра А. Я. Глама-Мещерская писала: «Впечатление новое освещение производило огромное». В первый сезон театр имел труппу и репертуар, сложившиеся в Пушкинском театре, но уже через год Корш стал единоличным руководителем.
Из-за долгов по грандиозной постановке пятиактной исторической хроники "Царь и великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский" Н.А.Чаева (1883) театр оказался на грани закрытия. Корш изменил линию репертуара и расширил круг зрителей введением дешевых билетов на утренние спектакли для учащихся. Основной репертуар утренних спектаклей составляла классика, в первую очередь пьесы А. Н. Островского. Режиссеры М. В. Аграмов и Н. Н. Соловцов, работавшие у Корша в 1885-1887, пытались придать антрепризе черты театра, решающего серьезные художественные задачи. Аграмов поставил "Горе от ума" А.С.Грибоедова в костюмах и декорациях грибоедовской эпохи, Соловцов — Иванова А. П. Чехова.
В утренних спектаклях были заняты те же знаменитые артисты, что и вечером, качество постановки утренников оставалось таким же высоким, что и в вечерних спектаклях И. М. Москвин вспоминал, что Корш «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В. Н. Давыдовым».
На вечерний спектакль, который смотрела зажиточная публика, цена билета оставалась не менее высокой, чем в Малом театре. Так Корш компенсировал коммерческие убытки по организации утренников. В 1885 театр переехал в новое здание в Богословском пер. (ныне здание Театра Наций). Театр Корша славился сильным актёрским составом. На его сцене вразное время играли П. Н. Орленев, В. Н. Давыдов, Б. С. Борисов, В. А. Кригер, И. М. Москвин, В. П. Далматов, М. Т. Иванов-Козельский, Г. И. Мартынова, И. П. Киселевский, Н. П. Рощин-Инсаров, Е. Ф. Красовская, А. А. Остужев, Н. М. Радин, М. М. Климов, М. М. Блюменталь-Тамарина, М. П. Свободин, Л. М. Леонидов, В. Н. Попова, Е. М. Шатрова, В. О. Топорков, А. П. Кторов и др.
В 1900-09 годы главным режиссером театра был Н. Н. Синельников, который осуществил несколько значительных работ, к примеру, "Дети Ванюшина" С.А.Найденова в его постановке (1901) заслужили одобрение К. С. Станиславского. Позднее в театре работали режиссеры А. Л. Загаров (1910– 1911), Н. Д. Красов (1911–1912), А. Л. Зиновьев (1912–1913), В. К. Татищев (1914–1917).
В репертуар театра входили постановки классики: "Горе от ума" (1886, 1888, 1911), "Иванов" (1887), "Маскарад" (1883, 1888, 1912); "Горькая судьбина" Писемского (1893), "Гроза" (1889, 1909), "Лес" (1882), "Гамлет" (1895),"Разбойники", "Тартюф" (1888), "Нора" (1891) и др. В то же время театр Корша был типичным коммерческим театром. Появилось понятие «коршевская пьеса» — драматургия с штампованными конфликтами и персонажами, строящаяся по принципу «больше забавного и смешного». Каждую пятницу здесь шла новая пьеса, которая ставилась с 3–4 репетиций.
Корш делал акцент в репертуаре на западноевропейские переводные новинки. «Гвоздь» последнего театрального европейского сезона непременно появлялся вскоре у Корша: фарсы "Тетка Чарлея» и «Мадам Сен-Жен» В. Сарду и Э. Моро, «Раб наживы» О. Мирабо, «Контролер спальных вагонов» А. Биссона. Бывая за границей на премьерах модных пьес, Корш и его переводчики стенографировали текст спектакля, а потом переводили его, причем нередко декорации и костюмы европейской постановки полностью «калькировались». Поэтому у него случались неприятности и судебные тяжбы с авторами.
Антреприза Ф. А. Корша (1882-1917) осталась примером самой длительной частной антрепризы в России. В 1917 Корш праздновал 35-летие своей деятельности на этом поприще. Только тяжелая болезнь вынудила его покинуть театр.
В 1918 театр перешёл к новому владельцу (М. М. Шлуглейту). В сезоне 1925-26 был включён в сеть государственных театров Московского совета. Назывался театром "Комедия" (б. Корш), Московским драматическим театром. Просуществовал до 1932 года, когда был закрыт. Наиболее крупные актёры вошли в труппу Малого театра, МХАТа и других театров.
В настоящее время здание бывшего Театра Корша принадлежит Театру Наций, который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. В 2002 году в честь 120-летия Театра Корша и 150-летия со дня рождения Ф. А. Корша в Театре Наций прошли «Коршевские чтения» под названием «Театр XXI века между стационаром и антрепризой».