Московский академический Музыкальный театр (МАМТ) им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Театр сформировался путем объединения двух музыкально-драматических студий: оперной, под руководством К. С. Станиславского и музыкальной, под руководством В. И. Немировича-Данченко.
Московский академический Музыкальный театр (МАМТ) имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко ведет свою историю с декабря 1918 г. как Оперная студия Большого театра под руководством К. С. Станиславского (в 1926 преобразована в Оперный театр им. К.С. Станиславского) и Музыкальная студия МХТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (преобразована в Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко).
В окончательном виде сформировался в 1941 г. после объединения двух театров (к этому времени в состав Музыкального театра им. Вл.И. Немировича-Данченко вошла балетная труппа под руководством В. В. Кригер). С начала 1930-х гг. театр становится «лабораторией» по созданию новых опер, балетов, работе с современными композиторами.
Свои сочинения для постановок в него передавали Дмитрий Шостакович («Катерина Измайлова»), Сергей Прокофьев («Семен Котко»), Тихон Хренников («В бурю»).
Во время Великой Отечественной войны МАМТ не был эвакуирован и единственным в городе продолжал полноценную работу, давая спектакли и выпуская премьеры даже в дни битвы за Москву.
В 1948 г. в состав театра вошла группа артистов Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.
В 1950-е гг. театр возглавлял Леонид Баратов. Крупным событием стала осуществленная им постановка оперной эпопеи Сергея Прокофьева «Война и мир» (1957). В эти же годы начался расцвет балетной труппы Музыкального театра, которую с 1941 года возглавлял Владимир Бурмейстер. Ему принадлежат оригинальные постановки балетов «Эсмеральда» (музыка Пуни, Глиэра и Василенко, 1950), «Лебединое озеро» Чайковского (1953), «Снегурочка» (музыка Чайковского, 1963), сохраняющиеся в репертуаре театра до настоящего времени.
В 1960 г. главным режиссером театра стал Лев Михайлов. Им поставлены оперы «Катерина Измайлова» Шостаковича (возвращение оперы на сцену после многолетнего запрета), «Виринея» Слонимского, «Кола Брюньон» Кабалевского, «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Порги и Бесс» Гершвина др.
В конце 1960-х гг. началось сотрудничество с берлинским музыкальным театром «Комише опер»: в Музыкальном театре работали режиссеры Вальтер Фельзенштейн («Кармен» Бизе), Гарри Купфер («Похищение из сераля» Моцарта) и балетмейстер Том Шиллинг («Вечерние танцы», «Черные птицы», «Юношеская симфония»).
В 1971-1984 гг. главным балетмейстером театра был Алексей Чичинадзе. Среди его наиболее значительных постановок «Золушка» Прокофьева, «Шакунтала» Баласаняна, «Степан Разин» Сидельникова и редакция «Дон Кихота» Минкуса.
С 1985 по 2004 гг. балетную труппу театра возглавлял Дмитрий Брянцев. Им поставлены «Конёк-Горбунок» Щедрина, «Оптимистическая трагедия» и «Укрощение строптивой» Броннера, «Призрачный бал» на музыку Шопена, «Одинокий голос человека» на музыку Паганини, Вивальди и Китаро, «Библейские легенды» («Суламифь» Бесединой и «Саломея» на музыку Гэбриэла) и др.
С 1991 г. главным режиссером театра является Александр Титель. За это время им поставлены десятки спектаклей, среди которых: «Руслан и Людмила» Глинки, «Эрнани» и «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Обручение в монастыре», «Война и мир» и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Золотой петушок» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан» Моцарта, «Енуфа» Яначека, «Вольный стрелок» Вебера, «Робинзон Крузо» Оффенбаха и др.
Александр Титель осуществил мировые премьеры опер «Гамлет (датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. С театром сотрудничали режиссеры Оливье Пи («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), Петер Штайн («Аида» Верди), Кристофер Олден («Сон в летнюю ночь» Бриттена), Георгий Исаакян («Сила судьбы» Верди), Андрейс Жагарс («Тангейзер» Вагнера, «Манон» Массне), Андрей Кончаловский («Отелло» Верди).
В качестве оперных режиссеров дебютировали мастера драматического театра Адольф Шапиро («Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Веселая вдова» Легара, «Норма» Беллини), Евгений Писарев («Итальянка в Алжире» Россини), Михаил Бычков («Вертер» Массне), Кама Гинкас («Макбет» Верди), Владимир Панков («Риголетто» Верди). В первые десятилетия XXI века балетная труппа начинает активно сотрудничать с ведущими зарубежными хореографами.
В репертуар театра вошли балеты Джона Ноймайера («Чайка», «Русалочка», «Татьяна»), Начо Дуато («В лесу», «За вас приемлю смерть»), Иржи Килиана («Маленькая смерть», «Шесть танцев», «Бессонница», «Восковые крылья»), Охада Нахарина («Минус 16»), Александра Экмана («Тюль»), Анжелена Прельжокажа («Свадебка»), Акрама Хана («Кааш»), Шарон Эяль («Автоданс») и др.
В марте 2022 г. художественным руководителем балетной труппы стал Максим Севагин, поставивший балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева (совместно с режиссером Константином Богомоловым), «Нет никого справедливей смерти» на музыку Хинастеры, «Блум» на музыку Дворжака, «Класс-концерт» на музыку Обера и Оффенбаха.
Театр работает в историческом здании, в основе которого лежит главный дом усадьбы XVIII века (значительно перестроен и расширен). В 2003-2006 гг. прошла масштабная реконструкция всего комплекса сооружений, в ходе которой театр был расширен и получил современное техническое оснащение.
В окончательном виде сформировался в 1941 г. после объединения двух театров (к этому времени в состав Музыкального театра им. Вл.И. Немировича-Данченко вошла балетная труппа под руководством В. В. Кригер). С начала 1930-х гг. театр становится «лабораторией» по созданию новых опер, балетов, работе с современными композиторами.
Свои сочинения для постановок в него передавали Дмитрий Шостакович («Катерина Измайлова»), Сергей Прокофьев («Семен Котко»), Тихон Хренников («В бурю»).
Во время Великой Отечественной войны МАМТ не был эвакуирован и единственным в городе продолжал полноценную работу, давая спектакли и выпуская премьеры даже в дни битвы за Москву.
В 1948 г. в состав театра вошла группа артистов Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.
В 1950-е гг. театр возглавлял Леонид Баратов. Крупным событием стала осуществленная им постановка оперной эпопеи Сергея Прокофьева «Война и мир» (1957). В эти же годы начался расцвет балетной труппы Музыкального театра, которую с 1941 года возглавлял Владимир Бурмейстер. Ему принадлежат оригинальные постановки балетов «Эсмеральда» (музыка Пуни, Глиэра и Василенко, 1950), «Лебединое озеро» Чайковского (1953), «Снегурочка» (музыка Чайковского, 1963), сохраняющиеся в репертуаре театра до настоящего времени.
В 1960 г. главным режиссером театра стал Лев Михайлов. Им поставлены оперы «Катерина Измайлова» Шостаковича (возвращение оперы на сцену после многолетнего запрета), «Виринея» Слонимского, «Кола Брюньон» Кабалевского, «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Порги и Бесс» Гершвина др.
В конце 1960-х гг. началось сотрудничество с берлинским музыкальным театром «Комише опер»: в Музыкальном театре работали режиссеры Вальтер Фельзенштейн («Кармен» Бизе), Гарри Купфер («Похищение из сераля» Моцарта) и балетмейстер Том Шиллинг («Вечерние танцы», «Черные птицы», «Юношеская симфония»).
В 1971-1984 гг. главным балетмейстером театра был Алексей Чичинадзе. Среди его наиболее значительных постановок «Золушка» Прокофьева, «Шакунтала» Баласаняна, «Степан Разин» Сидельникова и редакция «Дон Кихота» Минкуса.
С 1985 по 2004 гг. балетную труппу театра возглавлял Дмитрий Брянцев. Им поставлены «Конёк-Горбунок» Щедрина, «Оптимистическая трагедия» и «Укрощение строптивой» Броннера, «Призрачный бал» на музыку Шопена, «Одинокий голос человека» на музыку Паганини, Вивальди и Китаро, «Библейские легенды» («Суламифь» Бесединой и «Саломея» на музыку Гэбриэла) и др.
С 1991 г. главным режиссером театра является Александр Титель. За это время им поставлены десятки спектаклей, среди которых: «Руслан и Людмила» Глинки, «Эрнани» и «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Обручение в монастыре», «Война и мир» и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Золотой петушок» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан» Моцарта, «Енуфа» Яначека, «Вольный стрелок» Вебера, «Робинзон Крузо» Оффенбаха и др.
Александр Титель осуществил мировые премьеры опер «Гамлет (датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. С театром сотрудничали режиссеры Оливье Пи («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), Петер Штайн («Аида» Верди), Кристофер Олден («Сон в летнюю ночь» Бриттена), Георгий Исаакян («Сила судьбы» Верди), Андрейс Жагарс («Тангейзер» Вагнера, «Манон» Массне), Андрей Кончаловский («Отелло» Верди).
В качестве оперных режиссеров дебютировали мастера драматического театра Адольф Шапиро («Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Веселая вдова» Легара, «Норма» Беллини), Евгений Писарев («Итальянка в Алжире» Россини), Михаил Бычков («Вертер» Массне), Кама Гинкас («Макбет» Верди), Владимир Панков («Риголетто» Верди). В первые десятилетия XXI века балетная труппа начинает активно сотрудничать с ведущими зарубежными хореографами.
В репертуар театра вошли балеты Джона Ноймайера («Чайка», «Русалочка», «Татьяна»), Начо Дуато («В лесу», «За вас приемлю смерть»), Иржи Килиана («Маленькая смерть», «Шесть танцев», «Бессонница», «Восковые крылья»), Охада Нахарина («Минус 16»), Александра Экмана («Тюль»), Анжелена Прельжокажа («Свадебка»), Акрама Хана («Кааш»), Шарон Эяль («Автоданс») и др.
В марте 2022 г. художественным руководителем балетной труппы стал Максим Севагин, поставивший балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева (совместно с режиссером Константином Богомоловым), «Нет никого справедливей смерти» на музыку Хинастеры, «Блум» на музыку Дворжака, «Класс-концерт» на музыку Обера и Оффенбаха.
Театр работает в историческом здании, в основе которого лежит главный дом усадьбы XVIII века (значительно перестроен и расширен). В 2003-2006 гг. прошла масштабная реконструкция всего комплекса сооружений, в ходе которой театр был расширен и получил современное техническое оснащение.