Ⅱ студия МХТ
Студия Московского Художественного театра, созданная в 1916 году режиссёром В. Л. Мчеделовым.
Создана на основе Школы драматического искусства, руководимой Н. О. Массалитиновым, Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным.
В. Л. Мчеделов писал своей матери в июле 1916 г., что «Станиславский принял большое участие в организации новой студии, помогал советами и дал необходимую на первое время сумму денег».
Студия ставила главным образом современный репертуар - "Зелёное кольцо" Гиппиус (1916, первый спектакль студии), "Младость" Андреева (1918), «Сказку об Иване-дураке» (1918) и др. Как вспоминал композитор Б. Израилевский, К. С. Станиславский принимал активное участие в постановке рассказа Л. Толстого «Сказка об Иване-дураке»: «В труднейших условиях, в крайней тесноте шли репетиции в Милютинском переулке. Было жаркое лето. Репетиции вел сам Константин Сергеевич. Он приходил на репетицию в 11 часов утра и заканчивал ее в 6–7 часов вечера».
Наибольшую популярность приобрёл подготовленный студией спектакль "Елизавета Петровна" Смолина (1925, малая сцена МХАТа, режиссёр Мчеделов, впоследствии спектакль вошёл в репертуар Художественного театра).
С 1919 г. студия систематически выезжала на гастроли (Симбирск, Екатеринослав, Бердянск, Баку, Петроград, Казань, Самара, Свердловск и другие города). В её гастрольном репертуаре были "Потоп" Бергера (постановка Вахтангова), "На дне" и др.
На состоявшемся 1 ноября 1921 года заседании в Моссовете Мчеделов отстоял самостоятельное существование Второй студии и добился решения о предоставлении ей помещения на Тверской улице, 22. В марте 1922 года состоялось открытие Второй студии в новом помещении на Тверской. Как писал в своих воспоминаниях А. Д. Попов: «Ни в репертуаре, ни в режиссерском искусстве студия большого творческого успеха не завоевала. Она была сильна актерским составом, молодыми актерами, которые плодотворно воспитывались на системе К. С. Станиславского, на традициях и опыте старшего поколения МХТ. Прекрасные актерские дарования — Н. Хмелев, М. Кедров, А. Зуева, М. Яншин, В. Станицын, Н. Баталов, А. Тарасова и другие, собранные в этой студии, составили «второе поколение» Художественного театра; они вошли в 1924 году в состав основной труппы МХАТ».
С отъездом Художественного театра в Америку Немирович-Данченко серьезно занялся поисками молодой актерской смены. Сначала Немирович предложил Первой студии влиться в семью Художественного театра, но Первая студия выбрала самостоятельный путь. Отказалась войти в состав Художественного театра и Третья студия. Вторая студия предложение Немировича-Данченко приняла.
16 июня 1924 года газета «Вечерняя Москва» сообщила о реорганизации, проводимой в системе МХАТ. «1-я Студия стала самостоятельным Новым Художественным театром». 2-я Студия сливается с театром, 3-я и 4-я Студии становятся «самостоятельными театрами, не имеющими никакого отношения к Художественному театру».
В июле 1924 года Станиславский пишет Немировичу-Данченко: «Отсечь и 3-ю Студию – одобряю. Это Студия – Регана. Вторую студию Корделию – слить. Они милы и что-то в них есть хорошее, но, но и еще но... Сольются ли конь и трепетная лань...» Период «слияния» Студии с Художественным театром продлится почти год.
28 апреля 1925 года газета «Вечерняя Москва» сообщает, что «с будущего сезона самостоятельная деятельность драматической студии МХАТа прекращается». Все артисты студии объединяются в одну труппу с МХАТом. Спектакли будут идти параллельно на двух сценах.
В. Л. Мчеделов писал своей матери в июле 1916 г., что «Станиславский принял большое участие в организации новой студии, помогал советами и дал необходимую на первое время сумму денег».
Студия ставила главным образом современный репертуар - "Зелёное кольцо" Гиппиус (1916, первый спектакль студии), "Младость" Андреева (1918), «Сказку об Иване-дураке» (1918) и др. Как вспоминал композитор Б. Израилевский, К. С. Станиславский принимал активное участие в постановке рассказа Л. Толстого «Сказка об Иване-дураке»: «В труднейших условиях, в крайней тесноте шли репетиции в Милютинском переулке. Было жаркое лето. Репетиции вел сам Константин Сергеевич. Он приходил на репетицию в 11 часов утра и заканчивал ее в 6–7 часов вечера».
Наибольшую популярность приобрёл подготовленный студией спектакль "Елизавета Петровна" Смолина (1925, малая сцена МХАТа, режиссёр Мчеделов, впоследствии спектакль вошёл в репертуар Художественного театра).
С 1919 г. студия систематически выезжала на гастроли (Симбирск, Екатеринослав, Бердянск, Баку, Петроград, Казань, Самара, Свердловск и другие города). В её гастрольном репертуаре были "Потоп" Бергера (постановка Вахтангова), "На дне" и др.
На состоявшемся 1 ноября 1921 года заседании в Моссовете Мчеделов отстоял самостоятельное существование Второй студии и добился решения о предоставлении ей помещения на Тверской улице, 22. В марте 1922 года состоялось открытие Второй студии в новом помещении на Тверской. Как писал в своих воспоминаниях А. Д. Попов: «Ни в репертуаре, ни в режиссерском искусстве студия большого творческого успеха не завоевала. Она была сильна актерским составом, молодыми актерами, которые плодотворно воспитывались на системе К. С. Станиславского, на традициях и опыте старшего поколения МХТ. Прекрасные актерские дарования — Н. Хмелев, М. Кедров, А. Зуева, М. Яншин, В. Станицын, Н. Баталов, А. Тарасова и другие, собранные в этой студии, составили «второе поколение» Художественного театра; они вошли в 1924 году в состав основной труппы МХАТ».
С отъездом Художественного театра в Америку Немирович-Данченко серьезно занялся поисками молодой актерской смены. Сначала Немирович предложил Первой студии влиться в семью Художественного театра, но Первая студия выбрала самостоятельный путь. Отказалась войти в состав Художественного театра и Третья студия. Вторая студия предложение Немировича-Данченко приняла.
16 июня 1924 года газета «Вечерняя Москва» сообщила о реорганизации, проводимой в системе МХАТ. «1-я Студия стала самостоятельным Новым Художественным театром». 2-я Студия сливается с театром, 3-я и 4-я Студии становятся «самостоятельными театрами, не имеющими никакого отношения к Художественному театру».
В июле 1924 года Станиславский пишет Немировичу-Данченко: «Отсечь и 3-ю Студию – одобряю. Это Студия – Регана. Вторую студию Корделию – слить. Они милы и что-то в них есть хорошее, но, но и еще но... Сольются ли конь и трепетная лань...» Период «слияния» Студии с Художественным театром продлится почти год.
28 апреля 1925 года газета «Вечерняя Москва» сообщает, что «с будущего сезона самостоятельная деятельность драматической студии МХАТа прекращается». Все артисты студии объединяются в одну труппу с МХАТом. Спектакли будут идти параллельно на двух сценах.