Никита Федорович Балиев
Театральный деятель, актер, режиссер, пайщик МХТ.
Никита Федорович Балиев (наст. имя – Мкртыч Балян) — окончил Московскую коммерческую академию.
В 1906 г. как пайщик и как актер вступил в МХТ, которому оказал серьезную материальную услугу во время первых зарубежных гастролей театра.
В премьерах ближайших сезонов он стал исполнителем небольших ролей: Розен (“Борис Годунов”), гость Человека (“Жизнь Человека”), Бык (“Синяя птица”), шарманщик (“Анатэма”), Лейбович (“Miserere”), кузен Теодор (“У жизни в лапах”), Прохожий (“Вишневый сад”) и др.
Балиев, толстяк с лунообразным лицом и со своеобразным говором, довольно быстро понял, что его фактура и тип дарования становятся препятствием в сценической карьере.
С 1912 г. ушел из труппы, сохранив, впрочем, наилучшие отношения с ее членами и оставшись пайщиком, а затем вкладчиком Товарищества МХТ.
Вместе с Н. Л. Тарасовым он был создателем первого в России кабаре, выросшего из традиционных в МХТ капустников, открытие которого, состоялось в подвале дома Перцова, 29 февраля 1908 г. “Летучая мышь” какое-то время оставалась замкнутым артистическим кружком; первое платное представление дали спустя два года, в 1910 г.
Темпераментно-общительный, Балиев вел конферанс. В программах, поставленных им, участвовали многие молодые артисты и ученики школы МХТ (Т. Дейкарханова, Е. Маршева и другие).
Эмигрировав в 1920 г., Балиев возродил “Летучую мышь” со своими прежними художниками С. Судейкиным и Н. Ремизовым в Париже; гастролировали в Испании, а в феврале 1922 г. Морис Гест привез “Летучую мышь” в Нью-Йорк.
Балиев тогда же уговорил его организовать длительные зарубежные гастроли Художественного театра.
“Летучая мышь” продолжала поездки по Штатам до 1931 г., потом перебралась обратно в Европу и вскоре прекратила существование. Заработав в США состояние, Балиев потерял его в биржевом кризисе 1929 г. С 1934 г. выступал в ночном клубе. В последний раз — в сентябре 1936 г.
В 1906 г. как пайщик и как актер вступил в МХТ, которому оказал серьезную материальную услугу во время первых зарубежных гастролей театра.
В премьерах ближайших сезонов он стал исполнителем небольших ролей: Розен (“Борис Годунов”), гость Человека (“Жизнь Человека”), Бык (“Синяя птица”), шарманщик (“Анатэма”), Лейбович (“Miserere”), кузен Теодор (“У жизни в лапах”), Прохожий (“Вишневый сад”) и др.
Балиев, толстяк с лунообразным лицом и со своеобразным говором, довольно быстро понял, что его фактура и тип дарования становятся препятствием в сценической карьере.
С 1912 г. ушел из труппы, сохранив, впрочем, наилучшие отношения с ее членами и оставшись пайщиком, а затем вкладчиком Товарищества МХТ.
Вместе с Н. Л. Тарасовым он был создателем первого в России кабаре, выросшего из традиционных в МХТ капустников, открытие которого, состоялось в подвале дома Перцова, 29 февраля 1908 г. “Летучая мышь” какое-то время оставалась замкнутым артистическим кружком; первое платное представление дали спустя два года, в 1910 г.
Темпераментно-общительный, Балиев вел конферанс. В программах, поставленных им, участвовали многие молодые артисты и ученики школы МХТ (Т. Дейкарханова, Е. Маршева и другие).
Эмигрировав в 1920 г., Балиев возродил “Летучую мышь” со своими прежними художниками С. Судейкиным и Н. Ремизовым в Париже; гастролировали в Испании, а в феврале 1922 г. Морис Гест привез “Летучую мышь” в Нью-Йорк.
Балиев тогда же уговорил его организовать длительные зарубежные гастроли Художественного театра.
“Летучая мышь” продолжала поездки по Штатам до 1931 г., потом перебралась обратно в Европу и вскоре прекратила существование. Заработав в США состояние, Балиев потерял его в биржевом кризисе 1929 г. С 1934 г. выступал в ночном клубе. В последний раз — в сентябре 1936 г.