Вера Всеволодовна Барановская
Актриса, режиссер, педагог.
Вера Всеволодовна Барановская – воспитанница школы МХТ и артистка МХТ в 1903—1915 гг. Первые ее выходы на сцену состоялись в спектаклях «Юлий Цезарь» (весталка), «Непрошенная» (третья дочь), «Иванов» (гостья). В «Царе Федоре Иоанновиче», где она сперва участвовала в свите царицы, Станиславский подготовил с ней роль княжны Мстиславской. В течение нескольких лет он считал ее одной из самых близких себе учениц; работал с ней над ролями Жены Человека («Жизнь Человека», 1907), которая стала ее первой большой ролью в МХТ.
О «большом драматическом таланте», об «изяществе исполнения, ненаигранной простоте», о «встрече с новым крупным явлением в искусстве» писали после премьеры спектакля. Также под руководством Станиславского подготовила роли: дочери Штокмана – Пэтры (возобновление «Доктора Штокмана»,1908), Души Света («Синяя птица», 1908). В том же году Станиславский ввел ее в спектакль «Три сестры» (Ирина); записывал, что Барановская практически на своих плечах вывозила сезон 1908/09 г. Ее имя значится в премьерном составе спектаклей «Стены» (Матреша), «Борис Годунов» (Рузя), «У царских врат» (Натали Ховинд), «Miserere» (Хавка), «Живой труп» (Саша), «Пер Гюнт» (Женщина в зеленом), «Мнимый больной» (Анжелика), «Николай Ставрогин» (Даша Шатова), «Мысль» (Татьяна Николаевна), «Каменный гость» (Лаура). Играла роли заболевшей Гзовской — Катерину Ивановну в «Братьях Карамазовых», Офелию.
Но творчески удовлетворенной она себя не чувствовала, нетерпеливо мечтая о широком трагическом репертуаре; ради него решилась покинуть МХТ. В 1915 году она уходит на провинциальную сцену. Играла в антрепризах Синельникова, Аксарина, Туганова, Розенберга в Харькове, Киеве, Одессе, Тифлисе, Казани, в Воронеже. Ненадолго возвращается в Москву (театр Незлобина, «Вольный театр», Театр комедии и мелодрамы). Снова уезжает в провинцию (играет главные роли в спектаклях: «Гедда Габлер», «Бесприданница», «Три сестры» (Маша), «Вера Мирцева», «Черная пантера» и др.) Несколько раз пробует основать свой театр в Харькове и Воронеже.
В 1922 году возвращается в Москву и начинает здесь активную педагогическую, режиссерскую деятельность, не прекращая актерской работы. Создает недолго просуществовавшую Художественно-театральную мастерскую В. В. Барановской («Мастбар»). Снимается в кино. Самой успешной ее киноролью стала заглавная роль в фильме В. Пудовкина «Мать» (1926).
О «большом драматическом таланте», об «изяществе исполнения, ненаигранной простоте», о «встрече с новым крупным явлением в искусстве» писали после премьеры спектакля. Также под руководством Станиславского подготовила роли: дочери Штокмана – Пэтры (возобновление «Доктора Штокмана»,1908), Души Света («Синяя птица», 1908). В том же году Станиславский ввел ее в спектакль «Три сестры» (Ирина); записывал, что Барановская практически на своих плечах вывозила сезон 1908/09 г. Ее имя значится в премьерном составе спектаклей «Стены» (Матреша), «Борис Годунов» (Рузя), «У царских врат» (Натали Ховинд), «Miserere» (Хавка), «Живой труп» (Саша), «Пер Гюнт» (Женщина в зеленом), «Мнимый больной» (Анжелика), «Николай Ставрогин» (Даша Шатова), «Мысль» (Татьяна Николаевна), «Каменный гость» (Лаура). Играла роли заболевшей Гзовской — Катерину Ивановну в «Братьях Карамазовых», Офелию.
Но творчески удовлетворенной она себя не чувствовала, нетерпеливо мечтая о широком трагическом репертуаре; ради него решилась покинуть МХТ. В 1915 году она уходит на провинциальную сцену. Играла в антрепризах Синельникова, Аксарина, Туганова, Розенберга в Харькове, Киеве, Одессе, Тифлисе, Казани, в Воронеже. Ненадолго возвращается в Москву (театр Незлобина, «Вольный театр», Театр комедии и мелодрамы). Снова уезжает в провинцию (играет главные роли в спектаклях: «Гедда Габлер», «Бесприданница», «Три сестры» (Маша), «Вера Мирцева», «Черная пантера» и др.) Несколько раз пробует основать свой театр в Харькове и Воронеже.
В 1922 году возвращается в Москву и начинает здесь активную педагогическую, режиссерскую деятельность, не прекращая актерской работы. Создает недолго просуществовавшую Художественно-театральную мастерскую В. В. Барановской («Мастбар»). Снимается в кино. Самой успешной ее киноролью стала заглавная роль в фильме В. Пудовкина «Мать» (1926).