Иван Николаевич Берсенев
Актер, режиссер, театральный деятель, Народный артист СССР с 1948 года.
Иван Николаевич Берсенев (настоящая фам. Павлищев) происходил из семьи коммерсанта. Молодость провел в Киеве (учился в той же гимназии, что и А. Я. Таиров), там и начинал как актер любитель; занимался в драматической школе Лепковских.
Несмотря на благодарные данные (классическая красота, отличные рост, фигура, голос, прекрасные синие глаза), он медлил отдаться актерству профессионально и лишь после неоднократных приглашений в 1907 г., оставив юридический факультет, вступил в труппу Соловцовского театра и встретился тут с К. А. Марджановым (в его “Трех сестрах” сыграл свою первую роль — Родэ).
После “марджановских” четырех сезонов в Киеве и Одессе (Орленок в пьесе Ростана, Эрос в “Эросе и Психее” Жулавского и пр.) был вызван письмом своего режиссера, недавно вступившего в МХТ и отрекомендовавшего Немировичу-Данченко талантливого красавца.
Вопреки тем, кто его отговаривал, напоминая неудачный приход в МХТ другого киевского премьера, Степана Кузнецова, с весны 1911 г. Берсенев вступил в труппу и сумел стать “своим” в театре. В те годы редко приглашавшем “сторонних”, которые еще реже сживались с театром надолго. В первом сезоне он сыграл великолепного ледяного Фортинбраса в “Гамлете”, поставленном Гордоном Крэгом, и следователя в “Живом трупе” — элегантного, выхоленного, сладострастного в своем нарочитом равнодушии к судьбам, в которых по должности разбирается.
Артистическая личность И. Н. Берсенева с наибольшей внятностью выявлялась в дальнейшем в спектаклях Немировича-Данченко.
Несмотря на благодарные данные (классическая красота, отличные рост, фигура, голос, прекрасные синие глаза), он медлил отдаться актерству профессионально и лишь после неоднократных приглашений в 1907 г., оставив юридический факультет, вступил в труппу Соловцовского театра и встретился тут с К. А. Марджановым (в его “Трех сестрах” сыграл свою первую роль — Родэ).
После “марджановских” четырех сезонов в Киеве и Одессе (Орленок в пьесе Ростана, Эрос в “Эросе и Психее” Жулавского и пр.) был вызван письмом своего режиссера, недавно вступившего в МХТ и отрекомендовавшего Немировичу-Данченко талантливого красавца.
Вопреки тем, кто его отговаривал, напоминая неудачный приход в МХТ другого киевского премьера, Степана Кузнецова, с весны 1911 г. Берсенев вступил в труппу и сумел стать “своим” в театре. В те годы редко приглашавшем “сторонних”, которые еще реже сживались с театром надолго. В первом сезоне он сыграл великолепного ледяного Фортинбраса в “Гамлете”, поставленном Гордоном Крэгом, и следователя в “Живом трупе” — элегантного, выхоленного, сладострастного в своем нарочитом равнодушии к судьбам, в которых по должности разбирается.
Артистическая личность И. Н. Берсенева с наибольшей внятностью выявлялась в дальнейшем в спектаклях Немировича-Данченко.