Борис Николаевич Ливанов
Актер, режиссер, художник. Народный артист СССР с 1948 года.
Борис Николаевич Ливанов родом из актерской семьи. Пришел в Художественный театр из его Четвертой студии (1924). Великолепные данные “героя-любовника” (князь Шаховской в “Царе Федоре”, Кассио в “Отелло”) Ливанов соединял со вкусом к плотной и яркой характерности, с юмористической изобретательностью, с сочным комизмом и даже шаржем (Аполлос, “Унтиловск” Леонова, 1928; поэт Емельян Черноземный в водевиле Катаева “Квадратура круга”, 1928; Ноздрев, “Мертвые души” по Гоголю, 1934). Имел успех в роли аспиранта-выдвиженца, вчерашнего пастуха Кимбаева (“Страх”, 1931), в котором находил что-то от Ломоносова, что-то от Калибана. Ему давались разнообразные варианты народного характера, сформированные революцией: героико-комедийная роль матроса Шванди (“Любовь Яровая”, 1936), лирико-героическая роль матроса Рыбакова (“Кремлевские куранты”, 1942).
Лучшей работой артиста стал Соленый (“Три сестры”, 1940): Немирович-Данченко помог вписать в безупречно ансамблевый спектакль вылепленную им причудливую и мрачную фигуру. Были найдены и острота внешнего рисунка, и неподдельность искривленных чувств, и бедность душевного содержания при сильной натуре. Сложные и противоречивые данные этого крупного артиста требовали точного режиссерского использования. После смерти Немировича-Данченко и Сахновского остался неосуществленным замысел “Гамлета”.
Перечень последующих ролей (Астров, «Дядя Ваня», 1947; Рубцов, «Зеленая улица», 1948; Трубников, «Чужая тень», 1949; Линьков, «Хозяин», 1961, и др.) расходится с перечнем творческих удач. В выборе ролей для Ливанова слишком часто шли от его имиджа мощного и капризного человека, оригинального русского гения. Этот образ и варьировался (подчас с успехом, подчас нет) в ролях Ломоносова («Ломоносов» Вс. Иванова, 1953), профессора Забелина (вторая редакция «Кремлевских курантов», 1956), Егора Булычова (1963), Потемкина (фильм «Адмирал Ушаков», 1950).
Как режиссер и художник Ливанов принимал участие в ряде работ МХАТ («Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов», «Хозяин»). Был среди первых, кто в советские годы стремился вернуть на сцену Достоевского («Братья Карамазовы», 1960, роль Дмитрия).
Лучшей работой артиста стал Соленый (“Три сестры”, 1940): Немирович-Данченко помог вписать в безупречно ансамблевый спектакль вылепленную им причудливую и мрачную фигуру. Были найдены и острота внешнего рисунка, и неподдельность искривленных чувств, и бедность душевного содержания при сильной натуре. Сложные и противоречивые данные этого крупного артиста требовали точного режиссерского использования. После смерти Немировича-Данченко и Сахновского остался неосуществленным замысел “Гамлета”.
Перечень последующих ролей (Астров, «Дядя Ваня», 1947; Рубцов, «Зеленая улица», 1948; Трубников, «Чужая тень», 1949; Линьков, «Хозяин», 1961, и др.) расходится с перечнем творческих удач. В выборе ролей для Ливанова слишком часто шли от его имиджа мощного и капризного человека, оригинального русского гения. Этот образ и варьировался (подчас с успехом, подчас нет) в ролях Ломоносова («Ломоносов» Вс. Иванова, 1953), профессора Забелина (вторая редакция «Кремлевских курантов», 1956), Егора Булычова (1963), Потемкина (фильм «Адмирал Ушаков», 1950).
Как режиссер и художник Ливанов принимал участие в ряде работ МХАТ («Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов», «Хозяин»). Был среди первых, кто в советские годы стремился вернуть на сцену Достоевского («Братья Карамазовы», 1960, роль Дмитрия).