Константин Александрович Марджанов
Театральный режиссер, основоположник грузинского театра. Народный артист Грузинской ССР с 1931 года.
Константин Александрович Марджанов (Котэ Марджанишвили) в 1890 г. организовал любительский театр в родном Кварели, в котором был и режиссером, и актером. В начале 1890-х он поступает в труппу театра в Кутаиси. В 1897 уезжает в Россию, где работает в городах: Елизаветград, Керчь, Баку, Тамбов, Иваново-Вознесенск, Ташкент, Ашхабад, Тула, Орел, Луганск, Вятка, Уфа, Иркутск, Пермь и др. Режиссерский дебют состоялся в 1901, в Вятке, где он поставил «Дядю Ваню» Чехова.
В 1909 начался московский период жизни Марджанова. Сначала это была работа в театре Незлобина. В 1910 он получает приглашение из МХТ. Трехлетнее сотрудничество Марджанова с МХТ (1910 – 1913) не было простым. Немирович-Данченко предложил ему совместную постановку «Женщины с моря» Г. Ибсена (спектакль не состоялся); Станиславский включил его в учебную работу с актерами и студентами Первой студии МХТ. Началась работа Крэга над Гамлетом, и Марджанов, вместе с Л. Сулержицким, стали ассистентами режиссера. В 1911 смог осуществить постановку «У жизни в лапах» К. Гамсуна. Следующей (и последней) постановкой Марджанова в МХТ стал «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912).
В январе 1913 г. режиссер покинул МХТ, чтобы организовать «Свободный театр», где он продолжил работу над созданием синтетического театра. «Свободный театр» просуществовал всего один сезон (1913 – 1914), однако выпустил ряд ярких спектаклей. После этого руководил театром в Ростове-на-Дону (1914 – 1915), театром «Буфф» в Петрограде (1916 – 1917). В марте 1919 г., оказавшись в Киеве, только что освобожденном от петлюровцев, был назначен на пост комиссара всех киевских театров. Здесь он ставит «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега на сцене киевского театра «Соловцов». В 1920 г. вернулся в Петроград, где руководил театрами «Вольной комедии», «Комической оперы», самодеятельным рабочим театром. В 1922 вернулся в Грузию. Первой его постановкой был спектакль Тифлисского театра им. Ш. Руставели – «Фуэнте Овехуна». В 1926 покидает театр Руставели, и в 1928 организует новый театр – Второй Государственный театр Грузии. После его смерти Второму Государственному театру Грузии присвоено имя режиссера. В наши дни это – Театр им. Котэ Марджанишвили.
В 1909 начался московский период жизни Марджанова. Сначала это была работа в театре Незлобина. В 1910 он получает приглашение из МХТ. Трехлетнее сотрудничество Марджанова с МХТ (1910 – 1913) не было простым. Немирович-Данченко предложил ему совместную постановку «Женщины с моря» Г. Ибсена (спектакль не состоялся); Станиславский включил его в учебную работу с актерами и студентами Первой студии МХТ. Началась работа Крэга над Гамлетом, и Марджанов, вместе с Л. Сулержицким, стали ассистентами режиссера. В 1911 смог осуществить постановку «У жизни в лапах» К. Гамсуна. Следующей (и последней) постановкой Марджанова в МХТ стал «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912).
В январе 1913 г. режиссер покинул МХТ, чтобы организовать «Свободный театр», где он продолжил работу над созданием синтетического театра. «Свободный театр» просуществовал всего один сезон (1913 – 1914), однако выпустил ряд ярких спектаклей. После этого руководил театром в Ростове-на-Дону (1914 – 1915), театром «Буфф» в Петрограде (1916 – 1917). В марте 1919 г., оказавшись в Киеве, только что освобожденном от петлюровцев, был назначен на пост комиссара всех киевских театров. Здесь он ставит «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега на сцене киевского театра «Соловцов». В 1920 г. вернулся в Петроград, где руководил театрами «Вольной комедии», «Комической оперы», самодеятельным рабочим театром. В 1922 вернулся в Грузию. Первой его постановкой был спектакль Тифлисского театра им. Ш. Руставели – «Фуэнте Овехуна». В 1926 покидает театр Руставели, и в 1928 организует новый театр – Второй Государственный театр Грузии. После его смерти Второму Государственному театру Грузии присвоено имя режиссера. В наши дни это – Театр им. Котэ Марджанишвили.