Павел Александрович Марков
Театровед, критик, режиссер, теоретик театра, педагог, один из крупнейших историков театра. Заслуженный Деятель искусств РСФСР с 1944 года.
Павел Александрович Марков окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1922 г. Работал ученым секретарем научно-художественной комиссии и историко-театрального сектора ТЕО Наркомпроса, а затем — в отделе академических театров. С 1922 г. — ученый секретарь и председатель группы современного театра ГАХН.
С 1919 г. начал печататься по вопросам театра, наиболее тесно сотрудничая с журналами “Культура театра” и “Театр и музыка”. В 1924 г. вышла его книга “Новейшие театральные течения”, до сих пор остающаяся образцово точным исследованием сути исканий Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова.
В 1925 г. после его критического газетного отзыва о возобновлении “Горя от ума” во МХАТе и переговоров с Немировичем-Данченко был приглашен на работу в Художественный театр и по 1948 г. официально заведовал его литературной частью. Эта сторона его деятельности отражена в “Книге завлита”, изданной в 1976 г.
Полный рассказ о трудах Маркова во МХАТе неизбежно слился бы с историей театра: появление нового “Автора театра” — М. А. Булгакова, возобновление отношений с Максимом Горьким, формирование Вс.Иванова, Л. Леонова, В. Катаева как драматургов, театральные судьбы Ю. Олеши, Н. Эрдмана, Е. Замятина, эволюция А. Афиногенова, контакты с В. Маяковским и Н. Погодиным — все это шло “от Маркова”, “через Маркова”, “при Маркове”, если вообще не было задумано и сделано от начала до конца им самим.
Принимал участие в решение одной из сложнейших задач своего времени: нужно было создать новую, взамен разрушенной и распыленной в революционные годы, театральную среду, наполнить ее воздухом, создать ее новый дух. В этом отношении важную роль сыграл дом Маркова в Хомутовском тупике близ Красных ворот. Его дворянская семья жила там с 1912 года. Особая атмосфера благородства и простоты этого места, открытость для представителей богемы и интеллектуальной элиты сделали его одним из самых любимых театральных домов столицы.
С 1919 г. начал печататься по вопросам театра, наиболее тесно сотрудничая с журналами “Культура театра” и “Театр и музыка”. В 1924 г. вышла его книга “Новейшие театральные течения”, до сих пор остающаяся образцово точным исследованием сути исканий Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова.
В 1925 г. после его критического газетного отзыва о возобновлении “Горя от ума” во МХАТе и переговоров с Немировичем-Данченко был приглашен на работу в Художественный театр и по 1948 г. официально заведовал его литературной частью. Эта сторона его деятельности отражена в “Книге завлита”, изданной в 1976 г.
Полный рассказ о трудах Маркова во МХАТе неизбежно слился бы с историей театра: появление нового “Автора театра” — М. А. Булгакова, возобновление отношений с Максимом Горьким, формирование Вс.Иванова, Л. Леонова, В. Катаева как драматургов, театральные судьбы Ю. Олеши, Н. Эрдмана, Е. Замятина, эволюция А. Афиногенова, контакты с В. Маяковским и Н. Погодиным — все это шло “от Маркова”, “через Маркова”, “при Маркове”, если вообще не было задумано и сделано от начала до конца им самим.
Принимал участие в решение одной из сложнейших задач своего времени: нужно было создать новую, взамен разрушенной и распыленной в революционные годы, театральную среду, наполнить ее воздухом, создать ее новый дух. В этом отношении важную роль сыграл дом Маркова в Хомутовском тупике близ Красных ворот. Его дворянская семья жила там с 1912 года. Особая атмосфера благородства и простоты этого места, открытость для представителей богемы и интеллектуальной элиты сделали его одним из самых любимых театральных домов столицы.