Николай Осипович Массалитинов
Актер, режиссер, педагог.
Николай Осипович Массалитинов окончил Московское императорское театральное училище в 1907 г. и был принят в МХТ.
Играл он много и — как писал о нем В. В. Шверубович — занимал хорошее “середняцкое” положение; его интеллигентность искупала некоторую тяжеловесность, грузность его работ. Чутко воспринял опыты Станиславского, который еще в 1911 г. внес его в список тех, кого хотел знакомить со своими записками по “системе” (позднее принимал участие в работах Первой студии — Алексей в “Каликах перехожих”, 1915, и др.).
В 1913 г. вместе с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным открыл театральную школу (известную как “Школа трех Николаев”), из которой выросла Вторая студия МХТ.
Среди его ролей (часть из них сыграна как ввод) — Скалозуб (“Горе от ума”), Ислаев (“Месяц в деревне”), Станицын (“Где тонко, там и рвется”), Городулин (“На всякого мудреца довольно простоты”), король в “Гамлете”, Тома Диафуарус в “Мнимом больном”, Лопахин, Соленый, Войницкий в чеховских спектаклях; играл Шатова в “Николае Ставрогине”. В “Селе Степанчикове” (1917) под конец репетиций ему была передана от Станиславского роль Ростанева, которого он играл добросердечным простаком, вскипающим недолгим гневом и снова расплывающимся в безотчетной готовности покоряться Фоме.
В 1919 г. Массалитинов оказался в составе “качаловской группы”, отрезанной от Москвы, и в отличие от ее большинства в Советскую Россию возвращаться не захотел. Играл в Пражской труппе, возглавленной Германовой. С 1925 г. работал в Болгарии как постановщик и преподаватель системы Станиславского, став одним из ведущих деятелей здешней сцены.
Играл он много и — как писал о нем В. В. Шверубович — занимал хорошее “середняцкое” положение; его интеллигентность искупала некоторую тяжеловесность, грузность его работ. Чутко воспринял опыты Станиславского, который еще в 1911 г. внес его в список тех, кого хотел знакомить со своими записками по “системе” (позднее принимал участие в работах Первой студии — Алексей в “Каликах перехожих”, 1915, и др.).
В 1913 г. вместе с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным открыл театральную школу (известную как “Школа трех Николаев”), из которой выросла Вторая студия МХТ.
Среди его ролей (часть из них сыграна как ввод) — Скалозуб (“Горе от ума”), Ислаев (“Месяц в деревне”), Станицын (“Где тонко, там и рвется”), Городулин (“На всякого мудреца довольно простоты”), король в “Гамлете”, Тома Диафуарус в “Мнимом больном”, Лопахин, Соленый, Войницкий в чеховских спектаклях; играл Шатова в “Николае Ставрогине”. В “Селе Степанчикове” (1917) под конец репетиций ему была передана от Станиславского роль Ростанева, которого он играл добросердечным простаком, вскипающим недолгим гневом и снова расплывающимся в безотчетной готовности покоряться Фоме.
В 1919 г. Массалитинов оказался в составе “качаловской группы”, отрезанной от Москвы, и в отличие от ее большинства в Советскую Россию возвращаться не захотел. Играл в Пражской труппе, возглавленной Германовой. С 1925 г. работал в Болгарии как постановщик и преподаватель системы Станиславского, став одним из ведущих деятелей здешней сцены.