Сергей Михайлович Волконский
Был вкладчиком МХТ в 1911—1917 гг. Внук декабриста, знаток русской художественной культуры, выступавший с лекциями о ней в Европе и США в 1896 г.
Князь Волконский в 1899 г. был назначен директором императорских театров; стремился обновить репертуар и сценографию, привлек художников группы “Мир искусства”, но в 1901 г. был вынужден уйти из-за конфликта с Матильдой Ксешинской. Печатался в “Ежегоднике императорских театров” и др. (ему принадлежит одна из самых тонких статей о постановке “Живого трупа” в МХТ). Занимался проблемами сценической речи и ритма.
Выслушав в Риме его записки, Станиславский нашел в нем единомышленника (“Если бы мне удалось писать так талантливо и изящно по форме, как он, — я был бы счастлив”) и старался привлекать его в МХТ как лектора и пропагандиста системы Далькроза (постоянным преподавателем Волконский по переезде в Москву в годы революции стал в 1918-1921 гг.)
В эмиграции был директором Русской консерватории в Париже.