Михаил Михайлович Яншин
Актер, режиссер, Народный артист СССР с 1955 года.
Михаил Михайлович Яншин родился в семье банковского служащего. Учился в Комиссаровском техническом училище в Москве, один год – в Высшем техническом училище.
В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу.
Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах.
Так было до октября 1926 г., когда он сыграл в “Днях Турбиных” роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев. Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку: “Завтра ты проснешься знаменитым артистом”. Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: “Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя”.
При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности этот актер сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.
В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием в жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в “Школе злословия”; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в “Женитьбе Фигаро”; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в “Трех толстяках”; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в “Платоне Кречете”.
В августе 1922 г. поступил в школу Второй студии, а осенью 1924 г. вместе с основным составом студии принят в МХАТ и его школу.
Во Второй студии и в первые годы в театре Яншин в основном вводился на эпизодические роли, участвовал в массовых сценах.
Так было до октября 1926 г., когда он сыграл в “Днях Турбиных” роль Лариосика — кузена Турбиных, приехавшего из Житомира в охваченный бурями революции Киев. Накануне премьеры И. М. Москвин сказал безвестному молодому человеку: “Завтра ты проснешься знаменитым артистом”. Так это и произошло. Когда встал вопрос о необходимости введения дублеров, Станиславский написал в протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ: “Бывают роли (такова роль у Яншина), которые так сливаются с данной индивидуальностью, что становятся неотделимыми одно от другого. Роль Лариосика — такова в исполнении Яншина. Таких ролей трогать нельзя”.
При всем своеобразии дарования и ярко очерченной индивидуальности этот актер сполна принадлежал школе русского психологического реализма. Он достигал на сцене полного органического слияния с образом, о котором мечтал Станиславский, самыми простыми средствами, внешне почти не меняясь. При этом в его творчестве естественно сосуществовали комедийное и трагическое, ему не чужды были гротеск, ирония, фантастика и бытовая правда, задушевность.
В МХАТ Яншин сыграл 50 ролей. Для артиста Художественного театра это цифра немалая. Но из этих 50 более 20 были вводами и далеко не все они могли стать событием в жизни артиста. Свое место в истории театра Яншин определил фактически немногими ролями. Это трогательный и чудаковатый, поэтичный и смешной, бесконечно добродушный Лариосик; истый диккенсовский англичанин, детски доверчивый, темпераментный, по уши влюбленный в свою молодую жену, сэр Питер Тизл в “Школе злословия”; очень серьезный и деловитый садовник Антонио в “Женитьбе Фигаро”; мудрый, лукавый, реальный и совершенно сказочный доктор Гаспар в “Трех толстяках”; скромный провинциальный борец за справедливость Терентий Бублик в “Платоне Кречете”.