Юрий Александрович Завадский
Актер, режиссер, педагог, художник. Народный артист СССР с 1948 года.
Юрий Александрович Завадский происходил из дворянской семьи. Учился в Московском университете. В Мансуровскую (Студенческую) студию Вахтангова вступил в 1915 г., где начинал как художник. Первая крупная актерская работа — святой Антоний в пьесе Метерлинка (1918); дебют в режиссуре — вторая редакция этого спектакля в Третьей студии МХАТ, сделанная под контролем Вахтангова в 1921 г. После смерти учителя осуществил там же постановку “Женитьбы” Гоголя (1923). Доля мистицизма при эксцентричности приемов этого спектакля показалась неожиданностью, противоречившей представлению о Завадском — изящном, очаровательном красавце с мягкими манерами и легким нравом, каким его знали и в жизни, и в роли Калафа в блистательной и ироничной “Принцессе Турандот” (1922). При спорах о дальнейших путях осиротевшей студии победила группа во главе с Б. Е. Захавой, анонсировавшая свое стремление отразить советскую действительность. Завадский, как и многие другие актеры и ученики Вахтанговской студии, был вынужден уйти (1924).
Он вступил в МХАТ, где стал одним из любимцев Станиславского, готовившего с ним Чацкого в “Горе от ума” (1925), и графа Альмавиву (“Женитьба Фигаро”, 1927). Станиславский выручил его, когда Завадский был внезапно арестован. Но не приходится удивляться, что список ролей Завадского в МХАТ остался кратким: дублировал Вербицкого в ролях Державина в “Пугачевщине” и графа де Льевиля в “Продавцах славы”, играл Трубецкого в “Николае I и декабристах” (1926), выходил в роли патриарха в “Царе Федоре Иоанновиче”(1927), играл Гугу в “Унтиловске” (1928) и гимнаста Тибула в “Трех толстяках” (1930) (обе роли — не в первом составе); выступал на сцене МХАТ до 1936 г., новых ролей не имея и опытов режиссерской работы здесь не предпринимая (исключение — неудачная попытка поставить “Скупого рыцаря” с Л. М. Леонидовым).
Как педагог и режиссер он реализовал себя в собственной студии, которую вел с 1924 г. Здесь Завадский развивал вахтанговские идеи театральной игры, обнаженного приема, который, однако, оправдывается неподдельностью актерского существования. Его дальнейшая долгая и разнообразная биография с МХАТом не пересекалась.
Он вступил в МХАТ, где стал одним из любимцев Станиславского, готовившего с ним Чацкого в “Горе от ума” (1925), и графа Альмавиву (“Женитьба Фигаро”, 1927). Станиславский выручил его, когда Завадский был внезапно арестован. Но не приходится удивляться, что список ролей Завадского в МХАТ остался кратким: дублировал Вербицкого в ролях Державина в “Пугачевщине” и графа де Льевиля в “Продавцах славы”, играл Трубецкого в “Николае I и декабристах” (1926), выходил в роли патриарха в “Царе Федоре Иоанновиче”(1927), играл Гугу в “Унтиловске” (1928) и гимнаста Тибула в “Трех толстяках” (1930) (обе роли — не в первом составе); выступал на сцене МХАТ до 1936 г., новых ролей не имея и опытов режиссерской работы здесь не предпринимая (исключение — неудачная попытка поставить “Скупого рыцаря” с Л. М. Леонидовым).
Как педагог и режиссер он реализовал себя в собственной студии, которую вел с 1924 г. Здесь Завадский развивал вахтанговские идеи театральной игры, обнаженного приема, который, однако, оправдывается неподдельностью актерского существования. Его дальнейшая долгая и разнообразная биография с МХАТом не пересекалась.