Филиальное отделение МХТ
Филиальная группа Художественного театра, из которой впоследствии была образована Первая студия МХТ.
В 1908 году открывается Филиальное отделение Художественного театра, Станиславский называет его также Параллельным.
Как отметил в своем дневнике В. В. Лужский, 6 сентября 1908 года «в верхнем фойе была собрана молодежь из труппы, Константин Сергеевич, Стахович, Сулержицкий. Объявлено об организации так называемой «филиальной группы». Здесь мы впервые услышали определение Станиславского – театр представления, театр переживания и другие основы его «системы». Впоследствии из этой группы была образована Первая Студия». Лужскому Станиславский поручает подготовить с молодежью филиального отделения «Венецианского купца» Шекспира.
14 октября 1908 года Станиславский объявляет о создании Филиального отделения в своей речи по поводу 10- летнего юбилея Художественного театра. Он сообщает о создании «юной труппы филиального отделения», которое должно помочь выполнить одну из основных задач Художественного театра – добиться общедоступности его искусства». Идею филиального отделения, точнее нескольких для постоянного обслуживания провинциальных городов и распространения среди народных масс культуры и «художественных принципов» МХТ, Станиславский вынашивал долго, разрабатывая этот проект с 1904 года.
По мысли Станиславского, они также должны обеспечить дальнейшее «практическое развитие» воспитанников школы МХТ и служить источником для пополнения его основной труппы.
Тогда же он разрабатывал проект организации Акционерного общества провинциальных театров, в котором определял его цели и задачи, устанавливал общий план работы и намечал репертуар для первых филиальных трупп. В феврале 1904 года Станиславский предлагает артисту МХТ И. А. Тихомирову возглавить первую филиальную труппу Художественного театра по обслуживанию провинциальных городов. Сначала эта труппа должна сыграться в Москве, вблизи Художественного театра, и при его широкой организационной и творческой поддержке проверить свои силы на сцене Охотничьего клуба, поездить по соседним городам, поиграть на фабриках, после чего отправиться в длительную поездку по провинции.
В письме к Немировичу-Данченко от 16 июля 1908 года Станиславский излагает свои мысли по поводу использования молодых актеров, оканчивающих школу Художественного театра: «Выбрасывая из школы поодиночке, мы не достигаем никаких результатов ни в смысле пропаганды нашего искусства, ни в смысле улучшения провинциального искусства. Напротив, не провинция улучшается от наших, а наши ухудшаются от провинции. Следовательно, надо выпускать из школы не поодиночке, а целыми труппами. Первый успех такой труппы (не столько художественный, сколько материальный) вызовет подражание и даст хороший пример».
Правильное использование актерской молодежи Станиславский связывает с идеей создания общедоступного театра или общедоступного отделения при МХТ.
Среди сотрудников филиального отделения Художественного театра – будущие студийцы Первой студии МХТ: Чехов, Коонен, Готовцев, Днепров, Хохлов, Павлов, Горев и др. Многие молодые актеры получали жалование именно как артисты Филиального отделения. Намечался репертуар: «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Лорензаччо» Мюссе и др.
В 1912 году свои художественные искания Станиславский переносит в открывающуюся Первую студию Художественного театра. Журнал «Театр и искусство» сообщал: «Для студии уже снято помещение на углу Тверской и Гнездниковского переулка. Это будет школа для артистической молодежи театра, где она будет систематически упражняться в тех приемах, которые уже выработаны Станиславским, под руководством его и его ближайшего помощника Сулержицкого. Но главною задачею будет искание и испытание новых начал постановок».
Как отметил в своем дневнике В. В. Лужский, 6 сентября 1908 года «в верхнем фойе была собрана молодежь из труппы, Константин Сергеевич, Стахович, Сулержицкий. Объявлено об организации так называемой «филиальной группы». Здесь мы впервые услышали определение Станиславского – театр представления, театр переживания и другие основы его «системы». Впоследствии из этой группы была образована Первая Студия». Лужскому Станиславский поручает подготовить с молодежью филиального отделения «Венецианского купца» Шекспира.
14 октября 1908 года Станиславский объявляет о создании Филиального отделения в своей речи по поводу 10- летнего юбилея Художественного театра. Он сообщает о создании «юной труппы филиального отделения», которое должно помочь выполнить одну из основных задач Художественного театра – добиться общедоступности его искусства». Идею филиального отделения, точнее нескольких для постоянного обслуживания провинциальных городов и распространения среди народных масс культуры и «художественных принципов» МХТ, Станиславский вынашивал долго, разрабатывая этот проект с 1904 года.
По мысли Станиславского, они также должны обеспечить дальнейшее «практическое развитие» воспитанников школы МХТ и служить источником для пополнения его основной труппы.
Тогда же он разрабатывал проект организации Акционерного общества провинциальных театров, в котором определял его цели и задачи, устанавливал общий план работы и намечал репертуар для первых филиальных трупп. В феврале 1904 года Станиславский предлагает артисту МХТ И. А. Тихомирову возглавить первую филиальную труппу Художественного театра по обслуживанию провинциальных городов. Сначала эта труппа должна сыграться в Москве, вблизи Художественного театра, и при его широкой организационной и творческой поддержке проверить свои силы на сцене Охотничьего клуба, поездить по соседним городам, поиграть на фабриках, после чего отправиться в длительную поездку по провинции.
В письме к Немировичу-Данченко от 16 июля 1908 года Станиславский излагает свои мысли по поводу использования молодых актеров, оканчивающих школу Художественного театра: «Выбрасывая из школы поодиночке, мы не достигаем никаких результатов ни в смысле пропаганды нашего искусства, ни в смысле улучшения провинциального искусства. Напротив, не провинция улучшается от наших, а наши ухудшаются от провинции. Следовательно, надо выпускать из школы не поодиночке, а целыми труппами. Первый успех такой труппы (не столько художественный, сколько материальный) вызовет подражание и даст хороший пример».
Правильное использование актерской молодежи Станиславский связывает с идеей создания общедоступного театра или общедоступного отделения при МХТ.
Среди сотрудников филиального отделения Художественного театра – будущие студийцы Первой студии МХТ: Чехов, Коонен, Готовцев, Днепров, Хохлов, Павлов, Горев и др. Многие молодые актеры получали жалование именно как артисты Филиального отделения. Намечался репертуар: «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Лорензаччо» Мюссе и др.
В 1912 году свои художественные искания Станиславский переносит в открывающуюся Первую студию Художественного театра. Журнал «Театр и искусство» сообщал: «Для студии уже снято помещение на углу Тверской и Гнездниковского переулка. Это будет школа для артистической молодежи театра, где она будет систематически упражняться в тех приемах, которые уже выработаны Станиславским, под руководством его и его ближайшего помощника Сулержицкого. Но главною задачею будет искание и испытание новых начал постановок».