Group Theatre (New York)
Театр в Нью-Йорке, основанный в 1931 г. учениками Р. В. Болеславского. До конца своей деятельности театр не утратил связи с МХТ, следуя его творческим путем, адаптированным к иному социально-культурному общественному устройству.
Театр был основан в 1931 году в Нью-Йорке актерами и режиссерами, прошедшими обучение в Лабораторном театре Ричарда Болеславского, – Гарольдом Клерманом, Шерил Кроуфорд и Ли Страсбергом, – с целью представления американских пьес социального протеста.
Театр открылся спектаклем по драме П. Грина «Дом О'Конноли», которая была поддержана театральной критикой. Финансовый успех пришел два года спустя с постановкой мелодрамы «Людей в белом» Сидни Кингсли (1933). Спектакль Ли Страсберга, основанный на реальных историях американских больниц, шел почти год и был удостоен Пулитцеровской премии.
Основатели театра утвердились в своей задаче говорить о повседневной жизни современников и острых социальных проблемах. Вместе с тем, театр стал более отчетливо ориентироваться на эстетику Художественного театра, а Г. Клерман вступил в переписку со Станиславским, которую вел в течение десяти лет. Он совершил поездку в Советский Союз и написал статью о «яркости и вдохновении, преобладающих в театрах СССР».
Начавший свой профессиональный путь на сцене Group Theatre прославленный американский режиссер Элиа Казан вспоминал о воздействии, которое оказала русская театральная школа: «Я боготворил русских… Мы обожали их театр: Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд. Я напечатал заметки Вахтангова в нескольких экземплярах и раздал их другим. На меня оказали влияние три явления: метод Станиславского в истолковании Клермана и Страсберга, чтение Вахтангова и советские фильмы, прежде всего „Броненосец „Потемкин“».
В Group Theatre был сформирован новый тип актера – актера-философа, социально сознательного актера-гражданина.
Опыт российского сценического искусства тщательно изучался актерами Group Theatre, именно для них были переведены на английский язык основные работы К. С. Станиславского, Е. Вахтангова, отдельные статьи и заметки М. Чехова и П. Маркова. Стелла Адлер на протяжении двух месяцев лично занималась со Станиславским.
Театральный сезон 1933 - 1934 годов явился важным творческим рубежом в работе коллектива. К этому времени период ученичества, продолжавшийся целых четыре года, завершился. В стенах театра появилась плеяда замечательных актеров, сложился целостный художественный ансамбль, в котором работали Стелла Адлер, Лютер Адлер, Ли Страсберг, Моррис Карновски, Фиби Бранд, Дж. Эдвард Бромберг, Ли Дж. Кобб, Ховард да Силва, Жюль Дассен, Фрэнсис Фармер, Джон Гарфилд, Уилл Гир, Роман Бонен, Майкл Гордон, Пол Грин, Элиа Казан, Роберт Льюис, Сэнфорд Мейснер, Джон Рэндольф, Мартин Ритт, Ирвин Шоу, Франшот Тон и многие другие.
В 1935 году вышел спектакль «В ожидании Левши» по пьесе одного из актеров театра – Клиффорда Одетса, – созданной по мотивам прошлогодней забастовки водителей такси. Потом на сцене появились постановке по его же пьесам – «Проснись и пой!» (о жизни евреев в Бронксе в годы Великой депрессии); «Пока не умру» (1935), "Потерянный рай" (1935) и "Золотой мальчик" (1937).
В 1937 году Л. Страсберг, которому коллектив Group Theatre был обязан большинством своих удачных постановок, перешел на Бродвей.
Новым режиссером театра стал Гарольд Клерман. Одним из его первых и наиболее удачных спектаклей на сцене театра стал «Золотой мальчик» К. Одетса. Была даже создана гастрольная труппа, разъезжавшая по городам Америки с показом этой пьесы, в Голливуде по спектаклю был снят одноименный кинофильм. Не менее успешной была постановка по пьесе У. Сарояна «В горах мое сердце» (1939), с которой начался творческий путь Сарояна-драматурга.
Помимо новых драматургов Group Theatre невольно вырастил целую плеяду известных актеров, вопреки идее основателей, подчеркнувших даже в названии, что их театр базируется не на системе «звезд», а на ансамблевой работе всех участников труппы. Политически активная позиция театра привлекла внимание Комитета по антиамериканской деятельности, который выявил среди членов труппы театра людей, вступивших в Коммунистическую партию США. Они стали мишенью антикоммунистического расследования.
Group Theatre был расформирован в 1941 году. Практически все актеры, ставшие известными благодаря его успешным спектаклям, получили приглашения и разошлись по различным студиям Голливуда.
В 1947 году члены группы сформировали «Актерскую студию», которая до сих пор остается одной из самых важных школ актерского мастерства в США.
Театр открылся спектаклем по драме П. Грина «Дом О'Конноли», которая была поддержана театральной критикой. Финансовый успех пришел два года спустя с постановкой мелодрамы «Людей в белом» Сидни Кингсли (1933). Спектакль Ли Страсберга, основанный на реальных историях американских больниц, шел почти год и был удостоен Пулитцеровской премии.
Основатели театра утвердились в своей задаче говорить о повседневной жизни современников и острых социальных проблемах. Вместе с тем, театр стал более отчетливо ориентироваться на эстетику Художественного театра, а Г. Клерман вступил в переписку со Станиславским, которую вел в течение десяти лет. Он совершил поездку в Советский Союз и написал статью о «яркости и вдохновении, преобладающих в театрах СССР».
Начавший свой профессиональный путь на сцене Group Theatre прославленный американский режиссер Элиа Казан вспоминал о воздействии, которое оказала русская театральная школа: «Я боготворил русских… Мы обожали их театр: Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд. Я напечатал заметки Вахтангова в нескольких экземплярах и раздал их другим. На меня оказали влияние три явления: метод Станиславского в истолковании Клермана и Страсберга, чтение Вахтангова и советские фильмы, прежде всего „Броненосец „Потемкин“».
В Group Theatre был сформирован новый тип актера – актера-философа, социально сознательного актера-гражданина.
Опыт российского сценического искусства тщательно изучался актерами Group Theatre, именно для них были переведены на английский язык основные работы К. С. Станиславского, Е. Вахтангова, отдельные статьи и заметки М. Чехова и П. Маркова. Стелла Адлер на протяжении двух месяцев лично занималась со Станиславским.
Театральный сезон 1933 - 1934 годов явился важным творческим рубежом в работе коллектива. К этому времени период ученичества, продолжавшийся целых четыре года, завершился. В стенах театра появилась плеяда замечательных актеров, сложился целостный художественный ансамбль, в котором работали Стелла Адлер, Лютер Адлер, Ли Страсберг, Моррис Карновски, Фиби Бранд, Дж. Эдвард Бромберг, Ли Дж. Кобб, Ховард да Силва, Жюль Дассен, Фрэнсис Фармер, Джон Гарфилд, Уилл Гир, Роман Бонен, Майкл Гордон, Пол Грин, Элиа Казан, Роберт Льюис, Сэнфорд Мейснер, Джон Рэндольф, Мартин Ритт, Ирвин Шоу, Франшот Тон и многие другие.
В 1935 году вышел спектакль «В ожидании Левши» по пьесе одного из актеров театра – Клиффорда Одетса, – созданной по мотивам прошлогодней забастовки водителей такси. Потом на сцене появились постановке по его же пьесам – «Проснись и пой!» (о жизни евреев в Бронксе в годы Великой депрессии); «Пока не умру» (1935), "Потерянный рай" (1935) и "Золотой мальчик" (1937).
В 1937 году Л. Страсберг, которому коллектив Group Theatre был обязан большинством своих удачных постановок, перешел на Бродвей.
Новым режиссером театра стал Гарольд Клерман. Одним из его первых и наиболее удачных спектаклей на сцене театра стал «Золотой мальчик» К. Одетса. Была даже создана гастрольная труппа, разъезжавшая по городам Америки с показом этой пьесы, в Голливуде по спектаклю был снят одноименный кинофильм. Не менее успешной была постановка по пьесе У. Сарояна «В горах мое сердце» (1939), с которой начался творческий путь Сарояна-драматурга.
Помимо новых драматургов Group Theatre невольно вырастил целую плеяду известных актеров, вопреки идее основателей, подчеркнувших даже в названии, что их театр базируется не на системе «звезд», а на ансамблевой работе всех участников труппы. Политически активная позиция театра привлекла внимание Комитета по антиамериканской деятельности, который выявил среди членов труппы театра людей, вступивших в Коммунистическую партию США. Они стали мишенью антикоммунистического расследования.
Group Theatre был расформирован в 1941 году. Практически все актеры, ставшие известными благодаря его успешным спектаклям, получили приглашения и разошлись по различным студиям Голливуда.
В 1947 году члены группы сформировали «Актерскую студию», которая до сих пор остается одной из самых важных школ актерского мастерства в США.