Государственный Московский Камерный театр
Государственный Московский Камерный театр был открыт 12 декабря 1914 года спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель – А. Я. Таиров.
Таировым поставлены все основные спектакли театра: «Духов день в Толедо» Кузмина (1915), «Покрывало Пьеретты» Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» Анненского (1916), «Саломея» Уайльда (1917) и др.
Таиров считал, что сценическая эмоция "...должна брать свои соки не из подлинной жизни, а из сотворённой жизни того сценического образа, который из волшебной страны фантазии вызывает актёр к его творческому бытию". Это кредо определило характер репертуара театра, его сценическое воплощение, основанное на поисках особых "чистых" театральных эмоций.
Недаром его программу поддерживал нарком А. В. Луначарский, который лично помог театру с его возвращением в помещение на Тверской, 23, откуда Камерный театр был выселен незадолго до революции. В 1920 году театр получил звание академического.
Программными постановками 1917-1920 гг. были «Король-Арлекин» Лотара, «Ящик с игрушками» пантомима Дебюсси, «Обмен» и «Благовещение» Клоделя, «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве, «Принцесса Брамбилла» по Гофману и др. Героика высокой трагедии сочеталась на его сцене с буффонадой в обозрениях и опереттах: «Федра» (1921, художник Веснин; Федра - Коонен, Тесей - Эггерт, Ипполит - Церетелли), «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр" Ю. О'Нила (1929, художники братья В. и Г. Стенберг; Элла Доуней - Коонен, Джим Гаррис - Александров, Микки - Чаплыгин) и др. Одновременно шли оперетта «Жирофле-Жирофля», Лекока, (1922, художник Якулов), спектакль-обозрение «Кукироль» Антокольского, Масса, Глобы и Зака (1925) и др.
Приёмы оперетты и обозрения соединяются в социально остром спектакле «Опера нищих» Брехта и Вайля (1930, художники братья Стенберг). Искания театра в области новой советской драматургии получили блестящее завершение в спектакле «Оптимистическая трагедия» (1933, художник - Рындин; Комиссар - Коонен, Алексей - Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский).
Театр обращался к русской и зарубежной классике: театральная композиция «Египетские ночи» (1934), состоявшая из фрагментов произведения Пушкина, "Цезаря и Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира.
В 1936 г. Камерный театр подвергся резкой критике и обвинениям в «политической враждебности» за постановку оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри» (1936, либретто Д. Бедного). В 1938 театр объединили с труппой Реалистического театра под руководством Н. П. Охлопкова. Насильственное объединение художественно несовместимых коллективов длилось недолго. После единственной постановки, осуществлённой на сцене Камерного театра («Кочубей» Первенцева, 1938), Охлопков в 1939 г. вместе с группой актёров ушёл из театра, положив этим конец кризису.
В 1940 г. Таиров поставил «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (Эмма – А. Г. Коонен). В годы Великой Отечественной войны Камерный театр работал в эвакуации в Барнауле, где показал «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942) и «Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского (1943). В 1943 возвратился в Москву.
29 мая 1949 г. в последний раз закрылся занавес Камерного театра. Как вспоминала А. Г. Конен: «… Наступивший день показался нам странным и страшным — ни Таирову, ни мне не надо было идти в театр… 25 сентября 1950 года не стало Александра Яковлевича».
Труппа Камерного театра в значительной своей части вошла во вновь организованный Театр им. Пушкина.
Таиров считал, что сценическая эмоция "...должна брать свои соки не из подлинной жизни, а из сотворённой жизни того сценического образа, который из волшебной страны фантазии вызывает актёр к его творческому бытию". Это кредо определило характер репертуара театра, его сценическое воплощение, основанное на поисках особых "чистых" театральных эмоций.
Недаром его программу поддерживал нарком А. В. Луначарский, который лично помог театру с его возвращением в помещение на Тверской, 23, откуда Камерный театр был выселен незадолго до революции. В 1920 году театр получил звание академического.
Программными постановками 1917-1920 гг. были «Король-Арлекин» Лотара, «Ящик с игрушками» пантомима Дебюсси, «Обмен» и «Благовещение» Клоделя, «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве, «Принцесса Брамбилла» по Гофману и др. Героика высокой трагедии сочеталась на его сцене с буффонадой в обозрениях и опереттах: «Федра» (1921, художник Веснин; Федра - Коонен, Тесей - Эггерт, Ипполит - Церетелли), «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр" Ю. О'Нила (1929, художники братья В. и Г. Стенберг; Элла Доуней - Коонен, Джим Гаррис - Александров, Микки - Чаплыгин) и др. Одновременно шли оперетта «Жирофле-Жирофля», Лекока, (1922, художник Якулов), спектакль-обозрение «Кукироль» Антокольского, Масса, Глобы и Зака (1925) и др.
Приёмы оперетты и обозрения соединяются в социально остром спектакле «Опера нищих» Брехта и Вайля (1930, художники братья Стенберг). Искания театра в области новой советской драматургии получили блестящее завершение в спектакле «Оптимистическая трагедия» (1933, художник - Рындин; Комиссар - Коонен, Алексей - Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский).
Театр обращался к русской и зарубежной классике: театральная композиция «Египетские ночи» (1934), состоявшая из фрагментов произведения Пушкина, "Цезаря и Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира.
В 1936 г. Камерный театр подвергся резкой критике и обвинениям в «политической враждебности» за постановку оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри» (1936, либретто Д. Бедного). В 1938 театр объединили с труппой Реалистического театра под руководством Н. П. Охлопкова. Насильственное объединение художественно несовместимых коллективов длилось недолго. После единственной постановки, осуществлённой на сцене Камерного театра («Кочубей» Первенцева, 1938), Охлопков в 1939 г. вместе с группой актёров ушёл из театра, положив этим конец кризису.
В 1940 г. Таиров поставил «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (Эмма – А. Г. Коонен). В годы Великой Отечественной войны Камерный театр работал в эвакуации в Барнауле, где показал «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942) и «Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского (1943). В 1943 возвратился в Москву.
29 мая 1949 г. в последний раз закрылся занавес Камерного театра. Как вспоминала А. Г. Конен: «… Наступивший день показался нам странным и страшным — ни Таирову, ни мне не надо было идти в театр… 25 сентября 1950 года не стало Александра Яковлевича».
Труппа Камерного театра в значительной своей части вошла во вновь организованный Театр им. Пушкина.