Лабораторный театр (American Laboratory Theatre)
Лабораторный театр или The Laboratory Theatre официально существовал с 1925 года и назывался Американским лабораторным театром, The American Laboratory Theatre (ALT).
Идейным вдохновителем АLT стал бывший актер МХТ и Первой студии Художественного театра Ричард Болеславский.
После распада «Качаловской группы» весной 1922 года Ричард Болеславский осенью того же года присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США, где остался после её возвращения в Москву.
В 1923 году по предложению группы американских деятелей искусства он основал в Нью-Йорке Laboratory Theatre. Идеалы и принципы этого театра высказаны Болеславским в его лекциях «Творческий театр».
Болеславский отмечал, что принципы МХТ не могут быть механически перенесены на территорию американского театра. Необходим был не просто импорт русских театральных идей, но рождение американского творческого театра.
В качестве основополагающих принципов нового театра Болеславский предложил следующее: «1) Этот театр должен вырасти здесь и должен проникнуть своими корнями в американскую почву; 2) Он должен начинаться не спеша, воспитывая молодых американцев во всех областях театрального дела; 3) Он должен быть осмыслен и организован как живая социальная сила, воссоздающая себя с каждым поколением из художественных идей и репертуара своего времени».
Важнейшей программой нового театра стала статья Болеславского «Лабораторный театр» (Laboratory Theater, вариант перевода «Театр-лаборатория»), опубликованная в журнале Theatre Arts Magazine в июле 1923 года. Первоначальным планом было за три года подготовить труппу актёров, и начать с ней представления как репертуарный театр.
Летом 1923 года Болеславский вместе с шестнадцатью актерами отправился в городок Плезантвиль, штат Нью-Йорк, чтобы до осени подготовить две одноактные постановки - «Разоблачение Бланко Поснета» Б. Шоу и «Актрису-королеву» У. Б. Иейтса. Премьера спектакля состоялась 16 октября 1923 года. Критика хвалила Болеславского и его молодую компанию за «достижение ансамбля, яркие массовые сцены и искренность в игре».
Лабораторный театр официально открылся 1 октября 1923 года. Согласно Г. Клерману, эта уникальная школа-театр стала местом, «где американских учащихся впервые обучали актерской технике московского Художественного театра».
Кроме самого Болеславского ключевым педагогом ALT была актриса МХТ Мария Успенская. Программа обучения актёров включала в себя развитие внешних и внутренних выразительных средств. Первое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза, фехтованию, пантомиме, фонетике, декламации и гриму. Второе — развитие чувств, воображения и памяти актёра. Елизавета Андерсен-Иванцова учила балету, курс пластики и мимеодрамы вёл звезда русского балета Михаил Мордкин, Эльза Финдлей, ученица Жака Далькроза, вела класс эвритмической гимнастики, Ла Сильф - балет и корректирующую гимнастику, фехтование преподавал Джеймс Мурай. Работа над голосом и речью проходила в классах дикции, руководимых английским актером мистером Клю, классах фонетики у Маргарет МакЛин, голосоведения и вокала у Маргарет Дессоф. Оскар Бернер обучал студийцев сценическому гриму.
С самого начала «Лэб» стремился развить культурный кругозор студентов. С этой целью устраивались лекции приглашенных специалистов. Р. Э. Джонс и Н. Бел Геддес были частыми лекторами, а регулярные беседы бродвейского критика и драматурга С. Янг выстроились в итоге в плановый курс. Среди других пригашенных лекторов были композитор Дуглас Мур, французский режиссер Жак Копо, итальянский драматург Луиджи Пиранделло. Беседовал со студийцами и Дж. П. Бейкер, из гарвардской «Мастерской 47» которого вышли многие театральные деятели Америки. Историю искусств в первые годы преподавал Александр Койранский, кроме того, устраивались специальные лекции по истории моды.
Начиная с сезона 1926-1927 годов общеобразовательные курсы стали регулярными – курс истории театра, истории музыки, истории важнейших художественных течений вели профессора Колумбийского университета и сотрудники музея «Метрополитен».
ALT был первой школой в Америке, предлагавшей всестороннее обучение актера. Лабораторный театр состоял из двух частей: действующего театра и школы при нём, где готовились актёры. Среди постановок Лабораторного театра: «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль».
ALT действовал до 1930—1933 годов, когда Болеславский переехал в Голливуд, чтобы работать в кино.
В ALT учились Ли Страсберг, Стелла Адлер и Гарольд Клерман, которые стали основателями «Группового Театра» (Group Theatre (New York City)), известного целой плеядой вышедших из него звёзд и левой антикоммерческой направленностью. Часто «Групповой театр» рассматривается как продолжение направления «Лабораторного театра» Болеславского.
После распада «Качаловской группы» весной 1922 года Ричард Болеславский осенью того же года присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США, где остался после её возвращения в Москву.
В 1923 году по предложению группы американских деятелей искусства он основал в Нью-Йорке Laboratory Theatre. Идеалы и принципы этого театра высказаны Болеславским в его лекциях «Творческий театр».
Болеславский отмечал, что принципы МХТ не могут быть механически перенесены на территорию американского театра. Необходим был не просто импорт русских театральных идей, но рождение американского творческого театра.
В качестве основополагающих принципов нового театра Болеславский предложил следующее: «1) Этот театр должен вырасти здесь и должен проникнуть своими корнями в американскую почву; 2) Он должен начинаться не спеша, воспитывая молодых американцев во всех областях театрального дела; 3) Он должен быть осмыслен и организован как живая социальная сила, воссоздающая себя с каждым поколением из художественных идей и репертуара своего времени».
Важнейшей программой нового театра стала статья Болеславского «Лабораторный театр» (Laboratory Theater, вариант перевода «Театр-лаборатория»), опубликованная в журнале Theatre Arts Magazine в июле 1923 года. Первоначальным планом было за три года подготовить труппу актёров, и начать с ней представления как репертуарный театр.
Летом 1923 года Болеславский вместе с шестнадцатью актерами отправился в городок Плезантвиль, штат Нью-Йорк, чтобы до осени подготовить две одноактные постановки - «Разоблачение Бланко Поснета» Б. Шоу и «Актрису-королеву» У. Б. Иейтса. Премьера спектакля состоялась 16 октября 1923 года. Критика хвалила Болеславского и его молодую компанию за «достижение ансамбля, яркие массовые сцены и искренность в игре».
Лабораторный театр официально открылся 1 октября 1923 года. Согласно Г. Клерману, эта уникальная школа-театр стала местом, «где американских учащихся впервые обучали актерской технике московского Художественного театра».
Кроме самого Болеславского ключевым педагогом ALT была актриса МХТ Мария Успенская. Программа обучения актёров включала в себя развитие внешних и внутренних выразительных средств. Первое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза, фехтованию, пантомиме, фонетике, декламации и гриму. Второе — развитие чувств, воображения и памяти актёра. Елизавета Андерсен-Иванцова учила балету, курс пластики и мимеодрамы вёл звезда русского балета Михаил Мордкин, Эльза Финдлей, ученица Жака Далькроза, вела класс эвритмической гимнастики, Ла Сильф - балет и корректирующую гимнастику, фехтование преподавал Джеймс Мурай. Работа над голосом и речью проходила в классах дикции, руководимых английским актером мистером Клю, классах фонетики у Маргарет МакЛин, голосоведения и вокала у Маргарет Дессоф. Оскар Бернер обучал студийцев сценическому гриму.
С самого начала «Лэб» стремился развить культурный кругозор студентов. С этой целью устраивались лекции приглашенных специалистов. Р. Э. Джонс и Н. Бел Геддес были частыми лекторами, а регулярные беседы бродвейского критика и драматурга С. Янг выстроились в итоге в плановый курс. Среди других пригашенных лекторов были композитор Дуглас Мур, французский режиссер Жак Копо, итальянский драматург Луиджи Пиранделло. Беседовал со студийцами и Дж. П. Бейкер, из гарвардской «Мастерской 47» которого вышли многие театральные деятели Америки. Историю искусств в первые годы преподавал Александр Койранский, кроме того, устраивались специальные лекции по истории моды.
Начиная с сезона 1926-1927 годов общеобразовательные курсы стали регулярными – курс истории театра, истории музыки, истории важнейших художественных течений вели профессора Колумбийского университета и сотрудники музея «Метрополитен».
ALT был первой школой в Америке, предлагавшей всестороннее обучение актера. Лабораторный театр состоял из двух частей: действующего театра и школы при нём, где готовились актёры. Среди постановок Лабораторного театра: «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль».
ALT действовал до 1930—1933 годов, когда Болеславский переехал в Голливуд, чтобы работать в кино.
В ALT учились Ли Страсберг, Стелла Адлер и Гарольд Клерман, которые стали основателями «Группового Театра» (Group Theatre (New York City)), известного целой плеядой вышедших из него звёзд и левой антикоммерческой направленностью. Часто «Групповой театр» рассматривается как продолжение направления «Лабораторного театра» Болеславского.