Московский театр Ленинского комсомола
За свою историю театр сменил несколько названий. Ныне театр носит имя мастера, определившего его творческое кредо в 70-е годы прошлого века, неизменное до нынешнего времени - "Ленком Марка Захарова".
Московский театр Ленинского комсомола (ныне «Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова») создан на основе Центрального московского театра рабочей молодёжи, организованного в 1927 году по инициативе ЦК ВЛКСМ. До 1938 носил название ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке было передано театру осенью 1932 года.
В середине 30-х гг. происходит трансформация полупрофессионального ТРАМа в профессиональный театр. В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И. Судаков, В. Станицын, Н. Баталов, Н. Хмелев, Н. Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. В 1933 году художественным руководителем театра становится режиссёр МХАТа И. Я. Судаков до 1937 г.
В 1937 году театр был объединён с Театром-студией п/р Рубена Симонова.
20 февраля 1938 года коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, его художественным руководителем был назначен Иван Берсенев (возглавлял театр до смерти в 1951 году). И. Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы: С. В. Гиацинтову, С. Г. Бирман, Р. Я. Плятта, А. Г. Вовси, Б. Ю. Оленина.
В афише театра этого периода «Нора» Х. Ибсена (1939), «Зыковы» (1940), «Васса Железнова» М. Горького, «Русский вопрос» (1947) К. Симонова, «Живой труп» Л. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1944), «За тех, кто в море» Б. Лавренева (1947) и др.
После смерти Берсенева театром руководили С. В. Гиацинтова (1952–1956), С. А. Майоров (1957–1960), Б. Н. Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – «Новые люди» по Чернышевскому (1952), «Годы странствий» Арбузова (1954), «Вишневый сад» А. Чехова, «Пароход зовут «Орленок» А. Галича (1959); «Большое волнение» И. Дворецкого, «Бесприданница» А. Островского (1962) и др.
В 1963 году театр возглавил А. В. Эфрос. За три года (был снят с должности худрука в 1967 году) поставил: «В день свадьбы» В. Розова (1964), «104 страницы про любовь» (1964) и «Снимается кино» (1965) Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» Арбузова (1965), «Чайка» Чехова (1966) и др. В спектаклях были заняты В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, О. Яковлева, В. Ларионов, М. Державин, А. Ширвиндт и др.
В 1973 году в Театр Ленинского комсомола был назначен новый главный режиссер – Марк Захаров, чей приход стал началом нового пути театра. Захаров целенаправленно и целеустремленно собирал труппу театра: Т. Пельтцер, Е. Леонов, Л. Броневой, О. Янковский, И. Чурикова, Н. Караченцов, А. Абдулов, А. Джигарханян, Е. Шанина, Д. Певцов, А. Захарова, А. Соколов, С. Чонишвили, А. Лазарев-младший, М. Миронова, А. Большова и др.
В этот период главным драматургом театра стал Григорий Горин, а главным художником – Олег Шейнцис. Спектакли: мюзиклы «Тиль» Г. Горина по мотивам Ш. де Костера, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко по мотивам П. Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера «Юнона и Авось» А. Вознесенского – А. Рыбникова. Марк Захаров ставил советскую классику: «Жестокие игры» Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О. Шейнциса), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1983), «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М. Шатрова.
В середине 30-х гг. происходит трансформация полупрофессионального ТРАМа в профессиональный театр. В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И. Судаков, В. Станицын, Н. Баталов, Н. Хмелев, Н. Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. В 1933 году художественным руководителем театра становится режиссёр МХАТа И. Я. Судаков до 1937 г.
В 1937 году театр был объединён с Театром-студией п/р Рубена Симонова.
20 февраля 1938 года коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, его художественным руководителем был назначен Иван Берсенев (возглавлял театр до смерти в 1951 году). И. Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы: С. В. Гиацинтову, С. Г. Бирман, Р. Я. Плятта, А. Г. Вовси, Б. Ю. Оленина.
В афише театра этого периода «Нора» Х. Ибсена (1939), «Зыковы» (1940), «Васса Железнова» М. Горького, «Русский вопрос» (1947) К. Симонова, «Живой труп» Л. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1944), «За тех, кто в море» Б. Лавренева (1947) и др.
После смерти Берсенева театром руководили С. В. Гиацинтова (1952–1956), С. А. Майоров (1957–1960), Б. Н. Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – «Новые люди» по Чернышевскому (1952), «Годы странствий» Арбузова (1954), «Вишневый сад» А. Чехова, «Пароход зовут «Орленок» А. Галича (1959); «Большое волнение» И. Дворецкого, «Бесприданница» А. Островского (1962) и др.
В 1963 году театр возглавил А. В. Эфрос. За три года (был снят с должности худрука в 1967 году) поставил: «В день свадьбы» В. Розова (1964), «104 страницы про любовь» (1964) и «Снимается кино» (1965) Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» Арбузова (1965), «Чайка» Чехова (1966) и др. В спектаклях были заняты В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, О. Яковлева, В. Ларионов, М. Державин, А. Ширвиндт и др.
В 1973 году в Театр Ленинского комсомола был назначен новый главный режиссер – Марк Захаров, чей приход стал началом нового пути театра. Захаров целенаправленно и целеустремленно собирал труппу театра: Т. Пельтцер, Е. Леонов, Л. Броневой, О. Янковский, И. Чурикова, Н. Караченцов, А. Абдулов, А. Джигарханян, Е. Шанина, Д. Певцов, А. Захарова, А. Соколов, С. Чонишвили, А. Лазарев-младший, М. Миронова, А. Большова и др.
В этот период главным драматургом театра стал Григорий Горин, а главным художником – Олег Шейнцис. Спектакли: мюзиклы «Тиль» Г. Горина по мотивам Ш. де Костера, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко по мотивам П. Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера «Юнона и Авось» А. Вознесенского – А. Рыбникова. Марк Захаров ставил советскую классику: «Жестокие игры» Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О. Шейнциса), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1983), «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М. Шатрова.