Школа МХТ
Школа, основанная в 1901 г. К. С. Станиславским при МХТ.
Главную миссию школы Станиславский определил так: «Школа должна объяснить учащимся цели искусства, его общественное значение, задачи, миссию и этику артиста. Она должна внушить им дисциплину, воспитывающую их нравственно и умеряющую недостатки, свойственные нашей профессии». Немирович-Данченко, до того продолжавший преподавать в Филармоническом училище (занимал студентов в «народных сценах»), переносит свои труды сюда.
Наборы в школу проводились в последние месяцы лета, предосенние экзамены войдут в правило, установится довольно хитроумная внутритеатральная «табель о рангах»: сотрудники — ученики школы — члены труппы; потом будут еще «актеры филиального отделения». Таким образом поступившие после довольно большого конкурса сначала зачислялись в «сотрудники» без зарплаты. Они участвовали в массовых сценах, обладали правом свободного посещения репетиций, для них проводились занятия по пластике, сценической речи, вокалу и т. д.
Прошедшая все этапы этого пути С. В. Гиацинтова вспоминала: «я сама себе завидовала, не верила, радовалась и понять не могла, что служу в одном театре с Качаловым, Книппер, Москвиным». Станиславский в мае 1902 году писал В. В. Котляревской: «Первый год пробы школы дал изумительные результаты. Благодаря практическим работам ученицы в первом году играют интереснее, художественнее и опытнее любой выпускницы из последнего класса других училищ».
Среди учеников Школы были Н. И. Комаровская, В. П. Веригина, Б. К. Пронин, В. А. Петрова, Н. А. Баранов, П. Г. Баратов, А. П. Зонов-Павлов; А. П. Харламов, М. Г. Григорьев, Е. И. Кирчева и др.
Идея собственной театральной школы МХТ была отложена, когда рядом с Художественным театром возникли школы его актеров – Софьи Халютиной, Александра Адашева, «Школа трех Николаев» – Массалитинова, Александрова, Подгорного.
Наборы в школу проводились в последние месяцы лета, предосенние экзамены войдут в правило, установится довольно хитроумная внутритеатральная «табель о рангах»: сотрудники — ученики школы — члены труппы; потом будут еще «актеры филиального отделения». Таким образом поступившие после довольно большого конкурса сначала зачислялись в «сотрудники» без зарплаты. Они участвовали в массовых сценах, обладали правом свободного посещения репетиций, для них проводились занятия по пластике, сценической речи, вокалу и т. д.
Прошедшая все этапы этого пути С. В. Гиацинтова вспоминала: «я сама себе завидовала, не верила, радовалась и понять не могла, что служу в одном театре с Качаловым, Книппер, Москвиным». Станиславский в мае 1902 году писал В. В. Котляревской: «Первый год пробы школы дал изумительные результаты. Благодаря практическим работам ученицы в первом году играют интереснее, художественнее и опытнее любой выпускницы из последнего класса других училищ».
Среди учеников Школы были Н. И. Комаровская, В. П. Веригина, Б. К. Пронин, В. А. Петрова, Н. А. Баранов, П. Г. Баратов, А. П. Зонов-Павлов; А. П. Харламов, М. Г. Григорьев, Е. И. Кирчева и др.
Идея собственной театральной школы МХТ была отложена, когда рядом с Художественным театром возникли школы его актеров – Софьи Халютиной, Александра Адашева, «Школа трех Николаев» – Массалитинова, Александрова, Подгорного.