Школа-студия МХАТ
Школа-студия (вуз) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П. Чехова.
Государственное образовательное учреждение. Существует с 1943 года.
21 марта 1943 года Вл. И. Немирович-Данченко собрал в своей квартире совещание руководства МХАТ. «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе. Мне кажется, можно немедленно приступить к ее созданию. У меня выросло конкретное понятие: “Школа-студия”, или “Студия-школа”. Ее задача не только приблизиться к искусству Театра, но, может быть, во многих линиях расчистить или наметить пути дальнейшего движения искусства».
Тогда же сформулирован принцип художественной автономии Школы-студии: «да, она должна знать, что такое искусство Художественного театра, но это не значит, что должна всецело ему подчиняться». Создатель Художественного театра хотел открыть двери и окна для воздуха со стороны.
26 апреля 1943, на другой день после смерти Немировича-Данченко вышло постановление Совнаркома СССР об увековечении его памяти, где был пункт об основании Школы-студии и присвоении ей имени Вл.И. Немировича- Данченко. Приемные испытания прошли в нижнем фойе МХАТ с 12 августа по 1 сентября. За длинным столом сидели «отцы-основатели» - И.М. Москвин, О. Л. Книппер - Чехова, В. И. Качалов, Н. П. Хмелев и др.
Официальное открытие состоялось 20 октября. Первым ректором стал В. Г. Сахновский (1943—1945). После смерти В. Сахновского ректором Школы-студии становится В. З. Радомысленский (1945 —1980). С самого основания Школы здесь преподавали ведущие мастера Художественного театра В. О. Топорков, П. В. Массальский, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, В. В. Шверубович, А. Н. Грибов, В. П. Марков, Е. Н. Морес, В. Я. Виленкин.
Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства. Устраивались встречи с писателями и артистами О. Л. Книппер-Чеховой , Б. Л. Пастернаком, А. А. Ахматовой, С. Т. Рихтером, И. Г. Эренбургом и др.
Постановочный факультет был организован одновременно с Актерским. Первоначально предполагалось, что набор «постановщиков» (организаторов постановочной части МХАТ, руководителей постановочной части, руководителей сценических цехов, художников- светооформителей, техников сцены — так гласила афиша о приёме) будет однократным — с тем, лишь, чтобы пополнить коллектив самого МХАТа. Потом планы расширились. Абитуриенты набирались раз в три года, а учились четыре.
Руководителем первого в мире постановочного факультета стал мхатовский мастер-художник И. Я. Гремиславский. В 1987 году на факультете открылось отделение театральных художников под руководством В.Я. Левенталя. В 1989 году было открыто отделение художников-технологов по сценическому костюму под руководством народного художника России Элеоноры Маклаковой, с 2005 – выпускающая кафедра сценического костюма – готовит художников и технологов сценического костюма. Отделение художников по свету (специальность — художник-технолог по свету) было открыто в 1988 году, сейчас эта квалификация существует в рамках общей программы подготовки специалистов «Художник-технолог сцены».
Среди руководителей курсов и ведущих преподавателей Школы-студии в разные годы были: О. Табаков, А. Покровская, А. Леонтьев, Д. Брусникин, Р. Козак, А. Смелянский, В. Силюнас, Л. Дмитриева, Э. Маклакова, А. Петрова, А. Дрознин, Е. Удлер. А. Комолова, О. Фрид, К. Головко, Т. Васильева, И. Тарханов, М. Брусникина, Е. Писарев, К. Райкин, К. Гинкас и др.
Среди воспитанников мхатовской школы О. Ефремов, Е. Евстигнеев, В. Высоцкий, Т. Доронина, В. Гафт, И. Кваша, О. Басилашвили, Г. Волчек, С. Немоляева, А. Лазарев, Е. Миронов, В. Машков, Д. Корзун, С. Безруков и многие другие.
О. Шейнцис, С. Никитин, А. Васильев – выпускники постановочного факультета.
В недрах Художественного театра в 1956 родился театр «Современник», первые спектакли которого репетировались в аудиториях Школы-студии. За годы своего существования здесь подготовлены национальные студии, на основе которых созданы театры в Молдавии, Якутии и ряде других регионов России и СНГ.
С 1991 года существует отделение театрального менеджмента, преобразованное в 2005 году в продюсерский факультет, которым руководит В. Г. Урин.
С 1980—1983 ректором Школы-студии был Н. П. Алексеев. С 1984 по 1986 – В. М. Крупицкий. В годы ректорства О. П. Табакова (с 1986 по 2000) началось активное развитие международных программ Школы-студии: студенческого обмена с Чехией, Венгрией, Ливаном, и США. В число американских партнеров Школы-студии входит Гарвардский университет, Университет Уэйна и Театральный Центр Юджина О'Нила. Это сотрудничество росло и при А. М. Смелянском (2000-2013). С 2013 года Школу-студию возглавляет И. Я. Золотовицкий.
21 марта 1943 года Вл. И. Немирович-Данченко собрал в своей квартире совещание руководства МХАТ. «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе. Мне кажется, можно немедленно приступить к ее созданию. У меня выросло конкретное понятие: “Школа-студия”, или “Студия-школа”. Ее задача не только приблизиться к искусству Театра, но, может быть, во многих линиях расчистить или наметить пути дальнейшего движения искусства».
Тогда же сформулирован принцип художественной автономии Школы-студии: «да, она должна знать, что такое искусство Художественного театра, но это не значит, что должна всецело ему подчиняться». Создатель Художественного театра хотел открыть двери и окна для воздуха со стороны.
26 апреля 1943, на другой день после смерти Немировича-Данченко вышло постановление Совнаркома СССР об увековечении его памяти, где был пункт об основании Школы-студии и присвоении ей имени Вл.И. Немировича- Данченко. Приемные испытания прошли в нижнем фойе МХАТ с 12 августа по 1 сентября. За длинным столом сидели «отцы-основатели» - И.М. Москвин, О. Л. Книппер - Чехова, В. И. Качалов, Н. П. Хмелев и др.
Официальное открытие состоялось 20 октября. Первым ректором стал В. Г. Сахновский (1943—1945). После смерти В. Сахновского ректором Школы-студии становится В. З. Радомысленский (1945 —1980). С самого основания Школы здесь преподавали ведущие мастера Художественного театра В. О. Топорков, П. В. Массальский, В. Я. Станицын, А. К. Тарасова, В. В. Шверубович, А. Н. Грибов, В. П. Марков, Е. Н. Морес, В. Я. Виленкин.
Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства. Устраивались встречи с писателями и артистами О. Л. Книппер-Чеховой , Б. Л. Пастернаком, А. А. Ахматовой, С. Т. Рихтером, И. Г. Эренбургом и др.
Постановочный факультет был организован одновременно с Актерским. Первоначально предполагалось, что набор «постановщиков» (организаторов постановочной части МХАТ, руководителей постановочной части, руководителей сценических цехов, художников- светооформителей, техников сцены — так гласила афиша о приёме) будет однократным — с тем, лишь, чтобы пополнить коллектив самого МХАТа. Потом планы расширились. Абитуриенты набирались раз в три года, а учились четыре.
Руководителем первого в мире постановочного факультета стал мхатовский мастер-художник И. Я. Гремиславский. В 1987 году на факультете открылось отделение театральных художников под руководством В.Я. Левенталя. В 1989 году было открыто отделение художников-технологов по сценическому костюму под руководством народного художника России Элеоноры Маклаковой, с 2005 – выпускающая кафедра сценического костюма – готовит художников и технологов сценического костюма. Отделение художников по свету (специальность — художник-технолог по свету) было открыто в 1988 году, сейчас эта квалификация существует в рамках общей программы подготовки специалистов «Художник-технолог сцены».
Среди руководителей курсов и ведущих преподавателей Школы-студии в разные годы были: О. Табаков, А. Покровская, А. Леонтьев, Д. Брусникин, Р. Козак, А. Смелянский, В. Силюнас, Л. Дмитриева, Э. Маклакова, А. Петрова, А. Дрознин, Е. Удлер. А. Комолова, О. Фрид, К. Головко, Т. Васильева, И. Тарханов, М. Брусникина, Е. Писарев, К. Райкин, К. Гинкас и др.
Среди воспитанников мхатовской школы О. Ефремов, Е. Евстигнеев, В. Высоцкий, Т. Доронина, В. Гафт, И. Кваша, О. Басилашвили, Г. Волчек, С. Немоляева, А. Лазарев, Е. Миронов, В. Машков, Д. Корзун, С. Безруков и многие другие.
О. Шейнцис, С. Никитин, А. Васильев – выпускники постановочного факультета.
В недрах Художественного театра в 1956 родился театр «Современник», первые спектакли которого репетировались в аудиториях Школы-студии. За годы своего существования здесь подготовлены национальные студии, на основе которых созданы театры в Молдавии, Якутии и ряде других регионов России и СНГ.
С 1991 года существует отделение театрального менеджмента, преобразованное в 2005 году в продюсерский факультет, которым руководит В. Г. Урин.
С 1980—1983 ректором Школы-студии был Н. П. Алексеев. С 1984 по 1986 – В. М. Крупицкий. В годы ректорства О. П. Табакова (с 1986 по 2000) началось активное развитие международных программ Школы-студии: студенческого обмена с Чехией, Венгрией, Ливаном, и США. В число американских партнеров Школы-студии входит Гарвардский университет, Университет Уэйна и Театральный Центр Юджина О'Нила. Это сотрудничество росло и при А. М. Смелянском (2000-2013). С 2013 года Школу-студию возглавляет И. Я. Золотовицкий.