Ⅲ Студия МХАТ (Студенческая студия)
Основана в 1913 году. В 1920 году коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его Третьей Студии. В 1926 г. Театр получил государственный статус и стал называться Театром им. Е. Б. Вахтангова.
В ноябре 1913 года 5 энтузиастов – Ксения Котлубай, Борис Вершилов, Михаил Кокольский, Натан Тураев и Николай Шпитальский – решили создать в Москве Студенческую драматическую студию. В объявлениях о наборе в студию особо указывалось, что необходимы а) серьёзное идейное отношение к делу и б) полное подчинение дисциплине Студии». В декабре на общем собрании приняли решение пригласить для руководства занятиями артиста МХТ Евгения Богратионовича Вахтангова, который был уже известен как успешный постановщик спектакля «Праздник мира» Г. Гауптмана в Первой студии МХТ.
Для первой постановки выбрали только что напечатанную пьесу Б.К. Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную под влиянием А.П. Чехова, пронизанную ожиданием любви, встречами, переживаниями, объяснениями. Лирическая интонация пьесы была близка и понятна молодым людям. Вахтангов пьесу раскритиковал, нашёл в ней много недостатков, но покорённый энтузиазмом молодёжи, их страстным увлечением текстом Зайцева, согласился начать работу.
Премьера состоялась 26 марта 1914 г. в Охотничьем клубе. Сцену украсили «сукнами» – серо-зелёной дерюжкой, расставили вазы с искусственной сиренью и надушили декорации одеколоном «Остроумовская сирень». Провал спектакля был оглушительным. Его не приняли ни друзья, ни случайные зрители. Но у студийцев настроение было приподнятое, они всю ночь пировали в ресторане, а утром скупали газеты с рецензиями и весело хохотали, читая разгромные статьи. Тогда Вахтангов сказал пророческие слова: «Этот спектакль имеет то значение, что он сплотил вокруг себя группу людей, спаял их в одно неразрывное целое. Теперь можно и нужно начинать серьёзно учиться». А ветка сирени стала символом вахтанговской студии и любимым цветком Е.Б. Вахтангова.
Осенью 1914 г. Студия обосновалась в маленьком особняке в Мансуровском переулке, д. 3, где был зал на 35 мест. Там студийцы провели непростые годы, на которые выпали и Первая мировая и Гражданская войны, две революции, голод, холод, разруха…Там были напряжённая учебная работа, постановка небольших спектаклей и отрывков, раскол в Студии. Пришли новые студийцы: Б. Щукин и Ц. Мансурова, Р. Симонов, А. Ремизова, М. Синельникова, Е. Алексеева.
В конце 1919 г. Вахтанговской студии передали особняк предпринимателя В.П. Берга на Арбате, 26, пострадавший от пожара, с условием, что студийцы сами приведут его в порядок. Так Студия, а затем и Театр обрели собственный дом и адрес, который не менялся уже более ста лет.
13 сентября 1920 г. коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его Третьей Студии. 13 ноября 1921 г. на Арбате, 26 был сыгран первый спектакль – «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в постановке Вахтангова, этот день стал днём рождения Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
27 февраля 1922 г. состоялась премьера сказки К.Гоцци «Принцесса Турандот» в постановке Вахтангова. К.С. Станиславский, из телефонограммы: «Этот спектакль – праздник для всего коллектива Художественного театра. Я должен ему рассказать о финале спектакля – был взрыв радости. В жизни МХТ таких побед наперечёт. Я горжусь таким учеником, если он мой ученик. Скажите ему, чтобы он завернулся в одеяло, как в тогу, и заснул сном победителя». Увы, вскоре режиссёра не стало: он умер в возрасте 39 лет 29 мая 1922 г.
В 1926 г. Театр получил государственный статус и имя своего основателя.
«Принцесса Турандот» определила основные черты искусства Вахтанговского театра – стремление сочетать глубину чувств с яркой формой внешней выразительности, и стала его визитной карточкой.
Для первой постановки выбрали только что напечатанную пьесу Б.К. Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную под влиянием А.П. Чехова, пронизанную ожиданием любви, встречами, переживаниями, объяснениями. Лирическая интонация пьесы была близка и понятна молодым людям. Вахтангов пьесу раскритиковал, нашёл в ней много недостатков, но покорённый энтузиазмом молодёжи, их страстным увлечением текстом Зайцева, согласился начать работу.
Премьера состоялась 26 марта 1914 г. в Охотничьем клубе. Сцену украсили «сукнами» – серо-зелёной дерюжкой, расставили вазы с искусственной сиренью и надушили декорации одеколоном «Остроумовская сирень». Провал спектакля был оглушительным. Его не приняли ни друзья, ни случайные зрители. Но у студийцев настроение было приподнятое, они всю ночь пировали в ресторане, а утром скупали газеты с рецензиями и весело хохотали, читая разгромные статьи. Тогда Вахтангов сказал пророческие слова: «Этот спектакль имеет то значение, что он сплотил вокруг себя группу людей, спаял их в одно неразрывное целое. Теперь можно и нужно начинать серьёзно учиться». А ветка сирени стала символом вахтанговской студии и любимым цветком Е.Б. Вахтангова.
Осенью 1914 г. Студия обосновалась в маленьком особняке в Мансуровском переулке, д. 3, где был зал на 35 мест. Там студийцы провели непростые годы, на которые выпали и Первая мировая и Гражданская войны, две революции, голод, холод, разруха…Там были напряжённая учебная работа, постановка небольших спектаклей и отрывков, раскол в Студии. Пришли новые студийцы: Б. Щукин и Ц. Мансурова, Р. Симонов, А. Ремизова, М. Синельникова, Е. Алексеева.
В конце 1919 г. Вахтанговской студии передали особняк предпринимателя В.П. Берга на Арбате, 26, пострадавший от пожара, с условием, что студийцы сами приведут его в порядок. Так Студия, а затем и Театр обрели собственный дом и адрес, который не менялся уже более ста лет.
13 сентября 1920 г. коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его Третьей Студии. 13 ноября 1921 г. на Арбате, 26 был сыгран первый спектакль – «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в постановке Вахтангова, этот день стал днём рождения Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
27 февраля 1922 г. состоялась премьера сказки К.Гоцци «Принцесса Турандот» в постановке Вахтангова. К.С. Станиславский, из телефонограммы: «Этот спектакль – праздник для всего коллектива Художественного театра. Я должен ему рассказать о финале спектакля – был взрыв радости. В жизни МХТ таких побед наперечёт. Я горжусь таким учеником, если он мой ученик. Скажите ему, чтобы он завернулся в одеяло, как в тогу, и заснул сном победителя». Увы, вскоре режиссёра не стало: он умер в возрасте 39 лет 29 мая 1922 г.
В 1926 г. Театр получил государственный статус и имя своего основателя.
«Принцесса Турандот» определила основные черты искусства Вахтанговского театра – стремление сочетать глубину чувств с яркой формой внешней выразительности, и стала его визитной карточкой.