Студия на Бородинской
Опытно-экспериментальная школа, созданная В. Э. Мейерхольдом в 1913 г. в Петербурге.
Параллельно со своей основной работой на императорских сценах В. Э. Мейерхольд в 1908-1917 годах активно занимался педагогической и студийной работой под псевдонимом Доктор Дапертутто (dapertutto – итал. «везде, повсюду»). Под этим псевдонимом он издавал театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», стремясь сочетать практические новации в воспитании актера с их теоретическим осмыслением.
Основной дисциплиной в студии на Бородинской было сценическое движение, классом которого руководил Мейерхольд. Движение и пантомима утверждались здесь как основа театрального искусства.
Студийцы изучали комедию дель арте, вопросы вещественного оформления сцены. Преподавателями студии, помимо Мейерхольда, были В. Н. Соловьёв, М. Ф. Гнесин, Е. М. Мунт. Участники студии на Бородинской делились на подгруппы по соответствию интересов и актерских данных.
В «ядро» входили проявившие себя студийцы – А. Бонди, А. Грипич, И. Ильяшенко, А. Корвин, А. Писаревский, С. Радлов и др. Они участвовали в публичных показах и выступлениях. Старшая группа имела название «актерский класс», в нее входили петербургские актеры, ранее работавшие с Мейерхольдом и молодежь Александринского театра (Л. Блок, В. Веригина, Л. Вивьен, А. Гейнц, А. Голубев, Н. Коваленская, А. Мгебров, Е. Тиме и др.)
12 февраля 1915 года достижения Студии на Бородинской были продемонстрированы публике в отчетном спектакле, состоящем из пантомим и интермедий.
Учебный сезон 1914-1915 года был самым оживленным в жизни Студии. Весной 1917 года Студия на Бородинской закрылась. Как подытожила ее опыт Д. Н. Войновская, исследовавшая дореволюционный опыт режиссера: «Студия Мейерхольда – «эстетическое подполье», – просуществовавшая много дольше остальных его дореволюционных педагогических начинаний, так и не стала профессиональным театром, театром новой эпохи, но в стенах ее родился поистине новый актер».
Основной дисциплиной в студии на Бородинской было сценическое движение, классом которого руководил Мейерхольд. Движение и пантомима утверждались здесь как основа театрального искусства.
Студийцы изучали комедию дель арте, вопросы вещественного оформления сцены. Преподавателями студии, помимо Мейерхольда, были В. Н. Соловьёв, М. Ф. Гнесин, Е. М. Мунт. Участники студии на Бородинской делились на подгруппы по соответствию интересов и актерских данных.
В «ядро» входили проявившие себя студийцы – А. Бонди, А. Грипич, И. Ильяшенко, А. Корвин, А. Писаревский, С. Радлов и др. Они участвовали в публичных показах и выступлениях. Старшая группа имела название «актерский класс», в нее входили петербургские актеры, ранее работавшие с Мейерхольдом и молодежь Александринского театра (Л. Блок, В. Веригина, Л. Вивьен, А. Гейнц, А. Голубев, Н. Коваленская, А. Мгебров, Е. Тиме и др.)
12 февраля 1915 года достижения Студии на Бородинской были продемонстрированы публике в отчетном спектакле, состоящем из пантомим и интермедий.
Учебный сезон 1914-1915 года был самым оживленным в жизни Студии. Весной 1917 года Студия на Бородинской закрылась. Как подытожила ее опыт Д. Н. Войновская, исследовавшая дореволюционный опыт режиссера: «Студия Мейерхольда – «эстетическое подполье», – просуществовавшая много дольше остальных его дореволюционных педагогических начинаний, так и не стала профессиональным театром, театром новой эпохи, но в стенах ее родился поистине новый актер».