Свободный театр
Свободный театр основан в 1913 году К. А. Марджановым (Марджанишвили). Был задуман как синтетический театр, охватывающий все виды сценического искусства.
В его создании, кроме Марджанишвили, А. Я. Таирова и А. А. Санина сыграли важную роль И. В. Стравинский и С. С. Прокофьев, дирижеры К. С. Сараджев и Ю. Я. Сахновский, композиторы А. К. Лядов, В. Г. Каратыгин, Ю. С. Сахновский, главный редактор московского журнала «Музыка» В. В. Держановский и даже молодой петербуржец Б. В. Асафьев.
Для создающегося театра было выбрано здание «Эрмитажа», которым владел известный московский меценат и коллекционер С. И. Щукин. Именно он назначает Марджанишвили главным режиссером труппы будущего «Свободного театра» в 1912 году.
Переоборудование здания сопровождается щедрой затратой средств, которые предоставил родственник Марджанишвили, В. П. Суходольский, человек в театральном деле не искушенный, но желавший прослыть меценатом. Предводитель калужского дворянства, производивший серьезные операции в банковской сфере, он был увлечен планами Марджанишвили.
В труппу театра вошли яркие актерские индивидуальности: только что покинувшая МХТ Алиса Коонен; артисты драмы М. Ф. Андреева, Н. П. Асланов, А. Л. Зиновьев; выдающийся опереточный артист, любимец Станиславского Н. Ф. Монахов; О. А. Голубева; солисты оперы Т. А. Розова, И. П. Милявская, В. В. Макарова, Шевченко, А. Н. Дракули, А. Д. Каратов; выпускники Московской консерватории, сценографы К. А. Сомов, В. А. Симов, А. А. Арапов, тесно связанные с Художественным театром.
На его сцене впервые в России были поставлены комическая опера "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (режиссер А. А. Санин), мелодрама "Арлезианка" Доде (музыка Бизе, режиссер Санин), пантомима "Покрывало Пьеретты" Шницлера-Донаньи (режиссер А. Я. Таиров).
За день до открытия «Свободного театра» 7 октября 1913 года Марджанишвили организует последнюю генеральную репетицию, на которую приглашает К. С. Станиславского, который прибыл в сопровождении М. П. Лилиной и А. Н. Бенуа. «Сегодня в 1 час дня была генеральная репетиция “Сорочинской ярмарки” в “Свободном театре”, — пишет Станиславский дочери К. К. Алексеевой. — Я, мама, Бенуа поехали туда. Впечатление великолепное. Санин молодец. Опера и музыка Мусоргского — чудесные. Молодежь выучена очень хорошо. И, несмотря на конкуренцию, — на душе было весело и отрадно. Театр превосходный. Занавес Сомова из лоскутьев — прекрасный. Успех большой и освежающий. Опять веришь в театр и в его силу».
«Свободный театр» решительно порывал с опереточными канонами и штампами в спектакле "Елена Прекрасная" Оффенбаха (либретто Мунштейна, режиссер Марджанов). В спектакле "Жёлтая кофта" Хезельтона-Фюрста (режиссер Таиров) были использованы приёмы классического китайского театра.
Однако отсутствие чёткой художественной программы придало экспериментально-новаторским идеям Марджанишвили эклектичный характер. К концу февраля 1914 года разногласия Марджанова с владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими достигли апогея. Обозначился «раскол». А. Таиров с А. Коонен готовились к организации будущего Камерного театра, который откроется 12 декабря 1914 года.
«Свободный театр» просуществовал один сезон (с 21 октября 1913 года по 15 мая 1914 года). В последнем спектакле «Сорочинская ярмарка», показанном 20 апреля 1914 года, была занята вся труппа — хор, солисты и балет — и снова на сцене появились живые волы, которых Марджанов лично привез из Украины. На следующее утро «Театральный курьер» назовет «Свободный театр» выдающимся явлением, каждую его премьеру — «новым словом в искусстве».
Для создающегося театра было выбрано здание «Эрмитажа», которым владел известный московский меценат и коллекционер С. И. Щукин. Именно он назначает Марджанишвили главным режиссером труппы будущего «Свободного театра» в 1912 году.
Переоборудование здания сопровождается щедрой затратой средств, которые предоставил родственник Марджанишвили, В. П. Суходольский, человек в театральном деле не искушенный, но желавший прослыть меценатом. Предводитель калужского дворянства, производивший серьезные операции в банковской сфере, он был увлечен планами Марджанишвили.
В труппу театра вошли яркие актерские индивидуальности: только что покинувшая МХТ Алиса Коонен; артисты драмы М. Ф. Андреева, Н. П. Асланов, А. Л. Зиновьев; выдающийся опереточный артист, любимец Станиславского Н. Ф. Монахов; О. А. Голубева; солисты оперы Т. А. Розова, И. П. Милявская, В. В. Макарова, Шевченко, А. Н. Дракули, А. Д. Каратов; выпускники Московской консерватории, сценографы К. А. Сомов, В. А. Симов, А. А. Арапов, тесно связанные с Художественным театром.
На его сцене впервые в России были поставлены комическая опера "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (режиссер А. А. Санин), мелодрама "Арлезианка" Доде (музыка Бизе, режиссер Санин), пантомима "Покрывало Пьеретты" Шницлера-Донаньи (режиссер А. Я. Таиров).
За день до открытия «Свободного театра» 7 октября 1913 года Марджанишвили организует последнюю генеральную репетицию, на которую приглашает К. С. Станиславского, который прибыл в сопровождении М. П. Лилиной и А. Н. Бенуа. «Сегодня в 1 час дня была генеральная репетиция “Сорочинской ярмарки” в “Свободном театре”, — пишет Станиславский дочери К. К. Алексеевой. — Я, мама, Бенуа поехали туда. Впечатление великолепное. Санин молодец. Опера и музыка Мусоргского — чудесные. Молодежь выучена очень хорошо. И, несмотря на конкуренцию, — на душе было весело и отрадно. Театр превосходный. Занавес Сомова из лоскутьев — прекрасный. Успех большой и освежающий. Опять веришь в театр и в его силу».
«Свободный театр» решительно порывал с опереточными канонами и штампами в спектакле "Елена Прекрасная" Оффенбаха (либретто Мунштейна, режиссер Марджанов). В спектакле "Жёлтая кофта" Хезельтона-Фюрста (режиссер Таиров) были использованы приёмы классического китайского театра.
Однако отсутствие чёткой художественной программы придало экспериментально-новаторским идеям Марджанишвили эклектичный характер. К концу февраля 1914 года разногласия Марджанова с владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими достигли апогея. Обозначился «раскол». А. Таиров с А. Коонен готовились к организации будущего Камерного театра, который откроется 12 декабря 1914 года.
«Свободный театр» просуществовал один сезон (с 21 октября 1913 года по 15 мая 1914 года). В последнем спектакле «Сорочинская ярмарка», показанном 20 апреля 1914 года, была занята вся труппа — хор, солисты и балет — и снова на сцене появились живые волы, которых Марджанов лично привез из Украины. На следующее утро «Театральный курьер» назовет «Свободный театр» выдающимся явлением, каждую его премьеру — «новым словом в искусстве».