Театр ГИТИСа
В театре ГИТИСа В. Э. Мейерхольд развивал принципы конструктивизма и биомеханики. В 1923 г. переименован в Театр им. Мейерхольда (ТиМ).
Осенью 1922 года Государственные высшие театральные мастерские объединяются с Институтом музыкальной драмы и образуют Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Сюда же вливаются Вольная мастерская Мейерхольда и Опытно-героический театр Бориса Фердинандова.
В результате слияния этих различных трупп образован Театр ГИТИСа. Его первой постановкой стала премьера В. Э. Мейерхольда «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина. В ней Мейерхольд развивал принципы конструктивизма и биомеханики, опробованные в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка.
Художник спектакля В. Ф. Степанова превратила один из станков на сцене в подобие гибрида клетки и мясорубки, куда сажали попавших за решетку людей. Мебель в полицейском участке, покрытая белой масляной краской представляла собой подобие цирковых аппаратов: стреляющий стул, стул с подламывающимися ножками, сундук с самопроизвольно открывающейся крышкой и т.д. Вместо целостной установки «Рогоносца», открывающей возможности для актерской работы на самой конструкции, здесь использовались отдельные маленькие станки-аппараты, расставленные на плоском планшете пустой и оголенной сцены.
Актер, играющий с подвижной, живущей вещью, – вот принцип этого представления. В антрактах балаганная шумиха захватывала зрительный зал: летали огромные разноцветные мячи, выбрасывались плакаты: «Смерть Тарелкиным – дорогу Мейерхольду».
Режиссер Художественного театра В. Г. Сахновский писал о спектакле: «На сцену на протяжении всей пьесы смотрели грустные, из темной глубины глядящие глаза Мейерхольда. Печальная картина русской действительности судорожно дергалась в конвульсиях балаганно-цирковой формы».
В результате разногласий в ГИТИСе произошел раскол. Мейерхольд, его мастерская и ряд студентов создали новое учебное заведение – Мастерскую Вс. Мейерхольда, позже преобразованную в Государственную экспериментальную театральную мастерскую (ГЭКТЕМАС).
Театр ГИТИСа остался за Мейерхольдом и в 1923 году был переименован в Театр имени Мейерхольда (ТиМ).
В результате слияния этих различных трупп образован Театр ГИТИСа. Его первой постановкой стала премьера В. Э. Мейерхольда «Смерть Тарелкина» по пьесе А. Сухово-Кобылина. В ней Мейерхольд развивал принципы конструктивизма и биомеханики, опробованные в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка.
Художник спектакля В. Ф. Степанова превратила один из станков на сцене в подобие гибрида клетки и мясорубки, куда сажали попавших за решетку людей. Мебель в полицейском участке, покрытая белой масляной краской представляла собой подобие цирковых аппаратов: стреляющий стул, стул с подламывающимися ножками, сундук с самопроизвольно открывающейся крышкой и т.д. Вместо целостной установки «Рогоносца», открывающей возможности для актерской работы на самой конструкции, здесь использовались отдельные маленькие станки-аппараты, расставленные на плоском планшете пустой и оголенной сцены.
Актер, играющий с подвижной, живущей вещью, – вот принцип этого представления. В антрактах балаганная шумиха захватывала зрительный зал: летали огромные разноцветные мячи, выбрасывались плакаты: «Смерть Тарелкиным – дорогу Мейерхольду».
Режиссер Художественного театра В. Г. Сахновский писал о спектакле: «На сцену на протяжении всей пьесы смотрели грустные, из темной глубины глядящие глаза Мейерхольда. Печальная картина русской действительности судорожно дергалась в конвульсиях балаганно-цирковой формы».
В результате разногласий в ГИТИСе произошел раскол. Мейерхольд, его мастерская и ряд студентов создали новое учебное заведение – Мастерскую Вс. Мейерхольда, позже преобразованную в Государственную экспериментальную театральную мастерскую (ГЭКТЕМАС).
Театр ГИТИСа остался за Мейерхольдом и в 1923 году был переименован в Театр имени Мейерхольда (ТиМ).