Театр революции
Создан в 1922 г. на базе агиттеатра Теревсат. Преобразован в Московский театр драмы. С 1954 г. – театр им. Вл. Маяковского.
В апреле 1920 на Большой Никитской улице в Москве был организован агиттеатр Теревсат (Театр революционной сатиры), призванный во время Гражданской войны заниматься политпросвещением новой зрительской аудитории – рабочих и красноармейцев.
В основе репертуара были разного рода скетчи, сценки, стихи и частушки сатирического характера на политически злободневные темы. Открытый в помещении бывшего Театра Потопчиной (театра оперетты), Теревсат унаследовал его хор, оркестр и кордебалет. Позже к труппе присоединились артисты некоторых московских театров, эстрады и цирка.
26 июня 1922 Московский Совет принял решение о расформировании Теревсата и создании на его базе нового театра – Театра Революции. А. В. Луначарский отмечал, что только приход сюда сильного режиссера, речь шла о Вс. Мейерхольде, может «влить новые соки в этот театр».
Первый спектакль Мейерхольд поручил поставить артисту и режиссеру Незлобинского театра А. Б. Велижеву. Для премьеры, которая состоялась 29 октября 1922 года, была выбрана пьеса французского писателя М. Мартине «Ночь». В первом сезоне также вышли спектакли: «Разрушители машин» Э. Толлера, режиссер П. П. Репнин; «Человек-масса» Э. Толлера, режиссер А. Б. Велижев; «Возвращение Дон Жуана» П. Сухотина и Н. Щекотова, режиссер А. Б. Велижев. Успехом этого сезона стала премьера «Доходного места» А. Н. Островского в постановке Мейерхольда. Спектакль стал одной из самых значительных работ театра.
Главным событием сезона 1923–1924 стал спектакль «Озеро Люль» А. Файко, но это была последняя работа Мейерхольда в Театре Революции. В сентябре 1924 года режиссер принял решение об уходе из театра.
Среди ведущих актёров в 20-е годы: Д. Н. Орлов, К. А. Зубов, М. И. Бабанова, О. И. Пыжова, С. А. Мартинсон, М. Е. Лишин. В 1928 в труппу театра вошли Ю. С. Глизер и М. М. Штраух, в 1930 туда вернулся М. Ф. Астангов.
После Мейерхольда спектакли ставились режиссёрами разных школ и устремлений. Наиболее значительный след в истории театра этого периода оставили спектакли А. Д. Дикого, поставившего «Человека с портфелем» Файко (1928), «Гога» Бабанова и «Первую Конную» Вишневского (1930).
В 1930 в Театр Революции пришел А. Д. Попов, поставивший «Поэму о топоре» Н. Погодина. С 1931 по 1935 годы Попов был художественным руководителем театра. Режиссер осуществил на этой сцене постановки таких масштабных спектаклей, как «Мой друг» и «После бала» Н. Погодина, «Ромео и Джульетта» Шекспира. Вскоре после премьеры «Ромео и Джульетты», спектакля, названного критиком Вл. Блоком «не только одной из лучших постановок Попова и Театра Революции, но и – можно уверенно диагностировать, не опасаясь впасть в преувеличение, – одним из лучших постановок Театра Революции», Попов уходит из театра.
В дальнейшем руководителями театра были И. Ю. Шлепянов, М. М. Штраух, Н. В. Петров. Отдельные постановки осуществляли Л. С. Волков, А. М. Лобанов, Ю. А. Завадский.
В 1943 году, когда театр вернулся из эвакуации в Москву, в него влились объединённые ранее труппы Театра Ленсовета и Московского театра драмы, работавшие под руководством Н. М. Горчакова в помещении Театра Революции.
С 1943 по 1954 годы театр назывался «Московский театр драмы». Его художественным руководителем стал ученик Мейерхольда Н. П. Охлопков, определивший новый этап развития театра.
В 1954 году Московский театр драмы получает новое название – Театр им. Вл.Маяковского.
В основе репертуара были разного рода скетчи, сценки, стихи и частушки сатирического характера на политически злободневные темы. Открытый в помещении бывшего Театра Потопчиной (театра оперетты), Теревсат унаследовал его хор, оркестр и кордебалет. Позже к труппе присоединились артисты некоторых московских театров, эстрады и цирка.
26 июня 1922 Московский Совет принял решение о расформировании Теревсата и создании на его базе нового театра – Театра Революции. А. В. Луначарский отмечал, что только приход сюда сильного режиссера, речь шла о Вс. Мейерхольде, может «влить новые соки в этот театр».
Первый спектакль Мейерхольд поручил поставить артисту и режиссеру Незлобинского театра А. Б. Велижеву. Для премьеры, которая состоялась 29 октября 1922 года, была выбрана пьеса французского писателя М. Мартине «Ночь». В первом сезоне также вышли спектакли: «Разрушители машин» Э. Толлера, режиссер П. П. Репнин; «Человек-масса» Э. Толлера, режиссер А. Б. Велижев; «Возвращение Дон Жуана» П. Сухотина и Н. Щекотова, режиссер А. Б. Велижев. Успехом этого сезона стала премьера «Доходного места» А. Н. Островского в постановке Мейерхольда. Спектакль стал одной из самых значительных работ театра.
Главным событием сезона 1923–1924 стал спектакль «Озеро Люль» А. Файко, но это была последняя работа Мейерхольда в Театре Революции. В сентябре 1924 года режиссер принял решение об уходе из театра.
Среди ведущих актёров в 20-е годы: Д. Н. Орлов, К. А. Зубов, М. И. Бабанова, О. И. Пыжова, С. А. Мартинсон, М. Е. Лишин. В 1928 в труппу театра вошли Ю. С. Глизер и М. М. Штраух, в 1930 туда вернулся М. Ф. Астангов.
После Мейерхольда спектакли ставились режиссёрами разных школ и устремлений. Наиболее значительный след в истории театра этого периода оставили спектакли А. Д. Дикого, поставившего «Человека с портфелем» Файко (1928), «Гога» Бабанова и «Первую Конную» Вишневского (1930).
В 1930 в Театр Революции пришел А. Д. Попов, поставивший «Поэму о топоре» Н. Погодина. С 1931 по 1935 годы Попов был художественным руководителем театра. Режиссер осуществил на этой сцене постановки таких масштабных спектаклей, как «Мой друг» и «После бала» Н. Погодина, «Ромео и Джульетта» Шекспира. Вскоре после премьеры «Ромео и Джульетты», спектакля, названного критиком Вл. Блоком «не только одной из лучших постановок Попова и Театра Революции, но и – можно уверенно диагностировать, не опасаясь впасть в преувеличение, – одним из лучших постановок Театра Революции», Попов уходит из театра.
В дальнейшем руководителями театра были И. Ю. Шлепянов, М. М. Штраух, Н. В. Петров. Отдельные постановки осуществляли Л. С. Волков, А. М. Лобанов, Ю. А. Завадский.
В 1943 году, когда театр вернулся из эвакуации в Москву, в него влились объединённые ранее труппы Театра Ленсовета и Московского театра драмы, работавшие под руководством Н. М. Горчакова в помещении Театра Революции.
С 1943 по 1954 годы театр назывался «Московский театр драмы». Его художественным руководителем стал ученик Мейерхольда Н. П. Охлопков, определивший новый этап развития театра.
В 1954 году Московский театр драмы получает новое название – Театр им. Вл.Маяковского.