Театр РСФСР - 1
Театр РСФСР - 1, под руководством В. Э. Мейерхольда, пропогандировал борьбу с аполитичностью. Вошел в историю несколькими яркими, выдающимися постановками.
В 1920 году В. Э. Мейерхольд, в то время заведующий театральным отделом (ТЕО) Наркомпросса, создал в Москве театр под названием Театр РСФСР 1-й.
Новому коллективу было предоставлено здание театра б. Зон по адресу Большая Садовая ул., 20, принадлежавшее Театру-студии ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций), который с 1919 года возглавлял Валерий Бебутов, соратник Мейерхольда.
В начале 1920 года театр был расформирован, и часть труппы во главе с самим Бебутовым влилась в театр Мейерхольда. Среди учеников Бебутова были Мария Бабанова, Михаил Жаров, Игорь Ильинский.
Новый театр, выдвинувший лозунг борьбы с аполитичностью театрального искусства, был открыт 7 ноября 1920 года спектаклем «Зори» по пьесе Э. Верхарна. Историк Художественного театра П. А. Марков писал, что «Зори» были «Чайкой» театра Мейерхольда». Этот спектакль, и последовавшая за ним «Мистерия-Буфф» В. Маяковского (вторая редакция), представленная публике 1 мая 1921 года, в полной мере отвечали выдвинутой Мейерхольдом ещё в 1918 году программе «Театрального Октября», предполагавшей создание ярко-зрелищного агитационного театра.
В своих спектаклях Мейерхольд стремился к прямому контакту со зрителем. В спектакле «Зори» непосредственно участвовали красноармейцы со своими знамёнами и оркестрами. 18 ноября 1920 года по ходу действия со сцены была прочитана телеграмма о взятии Перекопа красными войсками. И далее на всех спектаклях оглашались сводки РОСТА (Российское Телеграфное агентство) с фронтов Гражданской войны. В «Мистерии-Буфф», оформленной скульптором М. Ф. Лавинским и художником В. Л. Храковским, отсутствовал занавес, действие частично было перенесено в зрительный зал. На роль одного из чертей был приглашен клоун и акробат Виталий Лазаренко.
В пылу диспутов о «Зорях» и «Мистерии-буфф» все чаще говорили о «гражданской войне в театрах». Между тем гражданская война закончилась, как закончилось и время военного коммунизма. В феврале 1921 года Мейерхольд покинул пост руководителя ТЕО. А Театр РСФСР 1-й постигла участь многих молодых коллективов того времени: он был закрыт как нерентабельный.
Последний спектакль труппа сыграла 10 сентября 1921 года.
Новому коллективу было предоставлено здание театра б. Зон по адресу Большая Садовая ул., 20, принадлежавшее Театру-студии ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций), который с 1919 года возглавлял Валерий Бебутов, соратник Мейерхольда.
В начале 1920 года театр был расформирован, и часть труппы во главе с самим Бебутовым влилась в театр Мейерхольда. Среди учеников Бебутова были Мария Бабанова, Михаил Жаров, Игорь Ильинский.
Новый театр, выдвинувший лозунг борьбы с аполитичностью театрального искусства, был открыт 7 ноября 1920 года спектаклем «Зори» по пьесе Э. Верхарна. Историк Художественного театра П. А. Марков писал, что «Зори» были «Чайкой» театра Мейерхольда». Этот спектакль, и последовавшая за ним «Мистерия-Буфф» В. Маяковского (вторая редакция), представленная публике 1 мая 1921 года, в полной мере отвечали выдвинутой Мейерхольдом ещё в 1918 году программе «Театрального Октября», предполагавшей создание ярко-зрелищного агитационного театра.
В своих спектаклях Мейерхольд стремился к прямому контакту со зрителем. В спектакле «Зори» непосредственно участвовали красноармейцы со своими знамёнами и оркестрами. 18 ноября 1920 года по ходу действия со сцены была прочитана телеграмма о взятии Перекопа красными войсками. И далее на всех спектаклях оглашались сводки РОСТА (Российское Телеграфное агентство) с фронтов Гражданской войны. В «Мистерии-Буфф», оформленной скульптором М. Ф. Лавинским и художником В. Л. Храковским, отсутствовал занавес, действие частично было перенесено в зрительный зал. На роль одного из чертей был приглашен клоун и акробат Виталий Лазаренко.
В пылу диспутов о «Зорях» и «Мистерии-буфф» все чаще говорили о «гражданской войне в театрах». Между тем гражданская война закончилась, как закончилось и время военного коммунизма. В феврале 1921 года Мейерхольд покинул пост руководителя ТЕО. А Театр РСФСР 1-й постигла участь многих молодых коллективов того времени: он был закрыт как нерентабельный.
Последний спектакль труппа сыграла 10 сентября 1921 года.