Театр-студия "Современник" (1958) (с 1967 – Театр "Современник")
Изначально актёрская студия была названа «Студией молодых актёров», что отражало демократический дух группы. Студия стала первым свободным творческим объединением в послевоенной Москве, на волне «хрущевской оттепели». Ее открытие состоялось премьерой спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова 15 апреля 1956 г., на сцене филиала МХАТ. Этот спектакль, поставленный Олегом Ефремовым, считается точкой отсчета в истории «Современника».
Но своё официальное имя театр получил лишь в апреле 1958 г., когда директор МХАТ Солодовников предложил Ефремову поменять название студии, а затем утвердил новое название — «Современник». Ещё через три года театр-студия «Современник» получил свое первое здание у метро «Маяковская» в доме №1 на Триумфальной площади, а с 1965-го г., из названия исчезло слово «студия». Среди самых популярных спектаклей, которые определили восхождение «Современника» первого периода были «Вечно живые» В.Розова, «Никто» Эдуардо де Филиппо, «Голый король» Е. Шварца.
Самым важным принципом в художественной программе молодых основателей «Современника» было создание актерского ансамбля. Они мечтали вернуть на сцену психологизм, показать подлинный внутренний мир героев, рассказать о живом человеке, следуя традиции Художественного театра. В героях постановок «Современника» зрители узнавали самих себя, свою повседневную жизнь, с ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Актеры молодого театра хотели говорить с современниками языком современности – и это было понято, а главное – принято публикой. В театре поднимались остро социальные вопросы. Не случайно «Современник» был любимым театром молодежи.
В протоколе заседания труппы 21 февраля 1964 г., хранящемся в архиве театра, есть краткая объяснительная записка, в которой сказано: «Наш репертуар должен быть современным независимо от того, советская это или западная пьеса, современная или классическая ...».
Труппа жила по студийному кодексу. Все члены студии имели равные права. Решения о постановках принимались коллегиально, праздники тоже проводили вместе. Зарплата всем артистам полагалась по штатному расписанию, но кто был больше занят, тот и получал больше. В конце каждого сезона труппа собиралась вместе, чтобы с помощью голосования решить, с кем из актеров придётся расстаться из-за профнепригодности или по идейным соображениям. С 1965 года из названия исчезло слово «студия».
В 1965 году «Современник» получил статус театра, а не студии. Впервые Ефремов и его актеры вздохнули свободно: они уже были городским театром со штатным расписанием и финансированием
Родившийся из театра - студии «Современник», в 60-е годы переживает период расцвета. Выходят спектакли: «Традиционный сбор» по пьесе В. Розова, «Старшая сестра» А. Володина, «Всегда в продаже» В. Аксенова, «Обыкновенная история» по роману И. Гончарова, «На дне» М. Горького и др. В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции Олегом Ефремовым была поставлена трилогия, состоящая из спектаклей «Декабристы» Л. Зорина, «Народовольцы» А. Свободина и «Большевики» М. Шатрова. В этот период на сцене блистают Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Михаил Казаков, Татьяна Лаврова, Лилия Толмачёва, Нина Дорошина, Олег Табаков.
Летом 1970 года Ефремов принял приглашение возглавить МХАТ с тем, чтобы созданный им «Современник» влился в труппу Художественного театра. Его идея объединить труппы двух театров и перенести репертуар «Современника» на сцену филиала МХАТ получила одобрение у старейшин МХАТа, но не была принята «Современником». Летом 1970 года после долгого периода раздумий, собраний и споров Ефремов покинул «Современник». Вслед за ним во МХАТ ушла часть ведущих актёров труппы. После его ухода, должности были разделены: обязанности главного режиссёра выполняла избранная труппой художественная коллегия, а директором стал Олег Табаков.
В 1972 г. главным режиссером театра была выбрана Галина Волчек. Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко. Галина Волчек привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль «Восхождение на Фудзияму», поставленный в 1973 году, показал, что театр верен своим художественным и гражданским принципам, что «Современник жив». В этом спектакле режиссер впервые использовала приемы «бедного театра»: актеры играли без грима и костюмов на специальной площадке посреди зрительного зала. В том же году состоялась премьера сатирической комедии-гротеска «Балалайкин и Ко» по роману Салтыкова-Щедрина в постановке Г. Товстоногова. Эта постановка стала программным спектаклем «Современика».
В 1970-е гг. в театр пришли молодые режиссёры: Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, с именами которых связан целый период в жизни «Современника». На афише появились новые имена авторов: Михаил Рощин, Александр Вампилов, Василий Шукшин, Александр Гельман. А труппа театра пополнилась актёрами Валентином Гафтом, Лией Ахеджаковой, Мариной Нееловой, Константином Райкиным, Юрием Богатыревым и др. Волчек удалось собрать на сцене театра не просто талантливых актеров, а коллектив единомышленников.
С «Современником» работали такие известные театральные режиссёры и драматурги, как Анджей Вайда, Римас Туминас, Николай Коляда, Валерий Фокин, Гарик Сукачёв, Евгений Арье, Евгений Каменькович, Александр Галин и др.
Важными вехами в истории театра стали спектакли «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Три товарища» Э. М.Ремарка, «Игра в джин» Д. Ли Кобурна, «Мурлин Мурло» и «Мы едем, едем, едем…» Н.Коляды и др., поставленные Галиной Волчек - одним из семи основателей «Современника» и его художественным руководителем на протяжении почти полувека.
После смерти Г. Б. Волчек в декабре 2019 г., художественным руководителем театра был назначен Виктор Рыжаков. 4 июля 2022 года он покинул пост.
С 8 июля 2022 года творческую программу театра определяет художественный совет. Председатель совета — актер театра Владислав Ветров.
Театр «Современник», который был основан молодыми и увлечёнными мечтателями во главе с Олегом Ефремовым, и сегодня стремится к живому контакту между артистами и зрителями, пытаясь говорить с современниками понятным им языком.