Олег Иванович Борисов
Актер, Народный артист СССР с 1978 года, мастер художественного слова, чтец, лауреат множества Государственных премий.
Олег (Альберт) Иванович Борисов вырос в рабочем поселке. Приехал в Москву в 1947 г. поступать в Институт востоковедения и, уже принятый туда, шутки ради — заодно с мечтавшим о театре земляком — пришел на экзамен в Школу-студию, куда его сразу приняли.
Несомненно, что он был самым талантливым из выпускников 1951 г., но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришел много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951 — 1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой легкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Олега Борисова. Разве что роль Петра в “Последних” Горького, где актера увлек мотив страха смерти, угаданный им в этом юнце, приоткрыла иные грани его таланта.
Становление актера связано с БДТ (1964—1983). Уже в первых вводах (Ганя в “Идиоте” по Достоевскому, Петр в “Мещанах” Горького, Дживола в “Карьере Артуро Уи” Брехта) была очевидна четкость формы, филигранность отделки. В ролях, сделанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в “Генрихе IV” Шекспира, Кистерев в “Трех мешках сорной пшеницы” Тендрякова, Григорий Мелехов в “Тихом Доне”), окончательно определяются черты Олега Ивановича Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголенность нерва.
Приглашенный на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского “Кроткая” (1981). Роль потребовала почти акробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Психологизм Достоевского обнаружил в сценическом создании актера сродство с сюрреалистической образностью.
Спектакль был некоторое время спустя перенесен на сцену Художественного театра, куда Борисов перешел в 1983 г. и оставался до 1987 г.
Несомненно, что он был самым талантливым из выпускников 1951 г., но место в Художественном театре ему тогда не досталось: сюда он пришел много позже, когда МХАТ стал открывать двери для людей близкого себе корня, но успевших сложиться, приносивших с собою свои вызревшие темы и свою оригинальную духовную технику.
Годы работы в Киеве (1951 — 1963), где его использовали в основном как комика (он в самом деле обладал игровой легкостью, забавной неожиданностью жеста), мало приближали к открытию индивидуальности Олега Борисова. Разве что роль Петра в “Последних” Горького, где актера увлек мотив страха смерти, угаданный им в этом юнце, приоткрыла иные грани его таланта.
Становление актера связано с БДТ (1964—1983). Уже в первых вводах (Ганя в “Идиоте” по Достоевскому, Петр в “Мещанах” Горького, Дживола в “Карьере Артуро Уи” Брехта) была очевидна четкость формы, филигранность отделки. В ролях, сделанных с Г. А. Товстоноговым (из них крупнейшие — принц Гарри в “Генрихе IV” Шекспира, Кистерев в “Трех мешках сорной пшеницы” Тендрякова, Григорий Мелехов в “Тихом Доне”), окончательно определяются черты Олега Ивановича Борисова: соединение аналитичности с предельной страстностью, оголенность нерва.
Приглашенный на постановку в БДТ Л. А. Додин заостряет эти черты, готовя с ним роль безымянного персонажа инсценированной повести Достоевского “Кроткая” (1981). Роль потребовала почти акробатического владения темпераментом, парадоксальности и доли фантастичности. Психологизм Достоевского обнаружил в сценическом создании актера сродство с сюрреалистической образностью.
Спектакль был некоторое время спустя перенесен на сцену Художественного театра, куда Борисов перешел в 1983 г. и оставался до 1987 г.