Алексей Денисович Дикий
Актер, режиссер. Народный артист СССР с 1949 года.
Алексей Денисович Дикий вырос в семье, связанной с украинским театром. Учился в школе С. В. Халютиной, в 1910 г. принят в МХТ (дебют – Мишка в “Ревизоре”, 23 января 1911г.). Его дар сценической заметности был виден даже в таких “выходах”, как судебный пристав (“Живой труп”, 1911), или в том, как пробегал перед появлением графа Любина Миша из “Провинциалки” (1912). В первом спектакле Первой студии “Гибель «Надежды»” (1913) Дикий играл молодого моряка Баренда и запомнился силой жизни, отчаянным отрицанием выпадающей ему судьбы, бешеными слезами.
Энергия била в Диком ключом, заставляла искать себе применения не только в МХТ (Львов в “Иванове”,1918) и в студии: он режиссировал на Пречистенских курсах для рабочих, ставил в Шаляпинской студии. Его первая режиссерская работа в МХАТ-2 — “Блоха” (1925) захватывала озорной пышностью красок, затейливым нагромождением выдумок, юмором стилизаций (Дикий размашисто и крупно играл тут атамана Платова). Вкус к материи жизни, а не к ее проблемам, дар превращать ее плотную, в материю театральной буйной игры — все это при масштабе таланта и творческом властолюбии не могло не привести к его столкновению с Михаилом Чеховым, и спор их оборачивался спором об отношении МХАТ-2 к советской действительности, к ее отражению в драме. Дикий и его сторонники переносили решение на уровень “оргвыводов”. Вопреки социальной логике на первых порах они поддержки в верхах не получили и были вынуждены уйти (их не подумали вернуть, когда через год был вынужден эмигрировать их антагонист).
Судьба Дикого, оставаясь яркой и органичной, и дальше изобиловала сломами. Его тянуло к современному репертуару. Осуществив несколько заметных постановок в чужих театрах (“Человек с портфелем” Файко, Театр Революции, 1928; “Первая Конная” Вишневского, Ленинградский Народный дом, 1930), он в 1931 г. создал собственную театральную мастерскую, просуществовавшую в Москве до 1936 г. Одновременно руководил Театром ВЦСПС (наиболее интересные спектакли — “Вздор” Финна, 1933, и “Глубокая провинция” Светлова, 1935). В Малом театре поставил “Смерть Тарелкина” Сухово-Кобылина, 1936; в 1936 — 1937 гг. работал в БДТ (“Большой день” Киршона, “Мещане” Горького). Подвергался репрессиям, и для его спасения много старался Немирович-Данченко; однако, когда усилия возымели успех, Немирович-Данченко на идею его прихода в МХАТ откликнулся телеграфно: “Молния два адреса Москва Комитет искусств Храпченко копия Художественный театр Сахновскому. Сосчитайтесь моим крепким убеждением. Режиссура Дикого принесет МХАТу много вреда. […] наш коллектив будет отравлен непоправимым изломом, отобьет охоту добиваться совершенства, засорит работу излишней борьбой. Трудно бороться с вредным соблазном. Чудесные превращения не верю. Привет” (архив НД, № 1458).
Дикий вернулся на сцену, мощно вылепив парадоксальную фигуру генерала Горлова (“Фронт”, 1942, Театр им. Вахтангова). С 1946 г. — в Малом театре (сыграл тут Сталина в “Незабываемом 1919‑м” Вс. Вишневского, 1949). Снимался в ролях Кутузова, адмирала Нахимова. С 1946 по 1950 гг. получил пять Сталинских премий. Его последняя режиссерская работа — сатира “Тени” Салтыкова-Щедрина в Театре им. Пушкина (1953) — поразила неразрушенной сценической культурой и режущей точностью психологии; этот спектакль подтолкнул восстановление русского театра в последующие годы.
Энергия била в Диком ключом, заставляла искать себе применения не только в МХТ (Львов в “Иванове”,1918) и в студии: он режиссировал на Пречистенских курсах для рабочих, ставил в Шаляпинской студии. Его первая режиссерская работа в МХАТ-2 — “Блоха” (1925) захватывала озорной пышностью красок, затейливым нагромождением выдумок, юмором стилизаций (Дикий размашисто и крупно играл тут атамана Платова). Вкус к материи жизни, а не к ее проблемам, дар превращать ее плотную, в материю театральной буйной игры — все это при масштабе таланта и творческом властолюбии не могло не привести к его столкновению с Михаилом Чеховым, и спор их оборачивался спором об отношении МХАТ-2 к советской действительности, к ее отражению в драме. Дикий и его сторонники переносили решение на уровень “оргвыводов”. Вопреки социальной логике на первых порах они поддержки в верхах не получили и были вынуждены уйти (их не подумали вернуть, когда через год был вынужден эмигрировать их антагонист).
Судьба Дикого, оставаясь яркой и органичной, и дальше изобиловала сломами. Его тянуло к современному репертуару. Осуществив несколько заметных постановок в чужих театрах (“Человек с портфелем” Файко, Театр Революции, 1928; “Первая Конная” Вишневского, Ленинградский Народный дом, 1930), он в 1931 г. создал собственную театральную мастерскую, просуществовавшую в Москве до 1936 г. Одновременно руководил Театром ВЦСПС (наиболее интересные спектакли — “Вздор” Финна, 1933, и “Глубокая провинция” Светлова, 1935). В Малом театре поставил “Смерть Тарелкина” Сухово-Кобылина, 1936; в 1936 — 1937 гг. работал в БДТ (“Большой день” Киршона, “Мещане” Горького). Подвергался репрессиям, и для его спасения много старался Немирович-Данченко; однако, когда усилия возымели успех, Немирович-Данченко на идею его прихода в МХАТ откликнулся телеграфно: “Молния два адреса Москва Комитет искусств Храпченко копия Художественный театр Сахновскому. Сосчитайтесь моим крепким убеждением. Режиссура Дикого принесет МХАТу много вреда. […] наш коллектив будет отравлен непоправимым изломом, отобьет охоту добиваться совершенства, засорит работу излишней борьбой. Трудно бороться с вредным соблазном. Чудесные превращения не верю. Привет” (архив НД, № 1458).
Дикий вернулся на сцену, мощно вылепив парадоксальную фигуру генерала Горлова (“Фронт”, 1942, Театр им. Вахтангова). С 1946 г. — в Малом театре (сыграл тут Сталина в “Незабываемом 1919‑м” Вс. Вишневского, 1949). Снимался в ролях Кутузова, адмирала Нахимова. С 1946 по 1950 гг. получил пять Сталинских премий. Его последняя режиссерская работа — сатира “Тени” Салтыкова-Щедрина в Театре им. Пушкина (1953) — поразила неразрушенной сценической культурой и режущей точностью психологии; этот спектакль подтолкнул восстановление русского театра в последующие годы.