Евгений Александрович Евстигнеев
Актер, театральный педагог, Народный артист СССР с 1983 года.
Евгений Александрович Евстигнеев в 15 лет работал слесарем, играл на барабанах в самодеятельном джазе.
В 1951 г. окончил Горьковское театральное училище и начал играть во Владимире (Швандя, Меркуцио, Тони Лумпкинс в «Ночи ошибок» и пр.).
В 1954 г. решил учиться заново и был принят в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского, где учились Доронина, Басилашвили, Козаков, Сергачев и др.
Великовозрастный по сравнению с остальными студентами, неказистый, длинноносый, с провинциальными манерами, и говором, он раскрывался совершенно иначе, стоило лишь начать работу: становился органичен, как кошка, казался человеком с отличными мышцами, его кисти и ступни приобретали выразительность, рокочущий низкий голос был ему послушен. Еще больше поражал новичок готовностью к внутреннему перевоплощению: усваивал душевную логику и, отталкиваясь от нее — пластику любого персонажа.
Увлечение джазовой музыкой помогло развить актеру хорошее чувство ритма и способность к творческому партнерству. Он ценил легкость, интенсивность репетиционного процесса. В сердцевину образа он попадал мгновенно и свободно импровизировал. Виртуозно умел поймать парадоксальную суть, выявить ее в одной характерной черте, обойдясь без нажима. Его исполнение оставалось как бы бытовым, обыденным.
Писали, что роли Евстигнеева являли собой своеобразный срез обычных мужчин, коллекцию советских мужских типажей. Залогом этой способности были “простонародные” корни артиста, его кровное знание разнообразной социальной характерности, но главное – органика вживания, желание и умение понять любого.
Евстигнеев избегал ролей в стихах, но мог сыграть любого персонажа «прозаической жизни». Из подобных работ состоял его репертуар в «Студии молодых актеров», новой театральной инициативе Олега Ефремова, к которой он присоединился в самом ее зарождении. Он полюбил прием недоигранности — предоставлял воображению публики «дотягивать» образ самому.
Среди его работ в «Современнике» — Чернов, в «Вечно живых» В. Розова; Глухарь, в «Двух цветах» А. Зака и И. Кузнецова; Король, в «Голом короле» Е. Шварца; Усов, в «Традиционном сборе» В. Розова; двойники Куропеев и Муровеев, в «Назначении» А. Володина.
Уйдя вслед за Ефремовым в Художественный театр в 1971 г., он продолжал играть преимущественно в современном репертуаре.
В 1951 г. окончил Горьковское театральное училище и начал играть во Владимире (Швандя, Меркуцио, Тони Лумпкинс в «Ночи ошибок» и пр.).
В 1954 г. решил учиться заново и был принят в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского, где учились Доронина, Басилашвили, Козаков, Сергачев и др.
Великовозрастный по сравнению с остальными студентами, неказистый, длинноносый, с провинциальными манерами, и говором, он раскрывался совершенно иначе, стоило лишь начать работу: становился органичен, как кошка, казался человеком с отличными мышцами, его кисти и ступни приобретали выразительность, рокочущий низкий голос был ему послушен. Еще больше поражал новичок готовностью к внутреннему перевоплощению: усваивал душевную логику и, отталкиваясь от нее — пластику любого персонажа.
Увлечение джазовой музыкой помогло развить актеру хорошее чувство ритма и способность к творческому партнерству. Он ценил легкость, интенсивность репетиционного процесса. В сердцевину образа он попадал мгновенно и свободно импровизировал. Виртуозно умел поймать парадоксальную суть, выявить ее в одной характерной черте, обойдясь без нажима. Его исполнение оставалось как бы бытовым, обыденным.
Писали, что роли Евстигнеева являли собой своеобразный срез обычных мужчин, коллекцию советских мужских типажей. Залогом этой способности были “простонародные” корни артиста, его кровное знание разнообразной социальной характерности, но главное – органика вживания, желание и умение понять любого.
Евстигнеев избегал ролей в стихах, но мог сыграть любого персонажа «прозаической жизни». Из подобных работ состоял его репертуар в «Студии молодых актеров», новой театральной инициативе Олега Ефремова, к которой он присоединился в самом ее зарождении. Он полюбил прием недоигранности — предоставлял воображению публики «дотягивать» образ самому.
Среди его работ в «Современнике» — Чернов, в «Вечно живых» В. Розова; Глухарь, в «Двух цветах» А. Зака и И. Кузнецова; Король, в «Голом короле» Е. Шварца; Усов, в «Традиционном сборе» В. Розова; двойники Куропеев и Муровеев, в «Назначении» А. Володина.
Уйдя вслед за Ефремовым в Художественный театр в 1971 г., он продолжал играть преимущественно в современном репертуаре.