Мария Николаевна Германова
Актриса, режиссер, педагог. Одна из первых учениц школы МХТ и актрис театра.
Мария Николаевна Германова — одна из первых учениц возникшей в 1901 г. школы МХТ, с 1902 г. на его сцене. Среди ее ранних ролей — эпизоды в “Юлии Цезаре” (1903), юная слепая в “Слепых” Метерлинка (1904), Елена в “Детях солнца” (1905). С ее творчеством, отмеченным вкусом к “большой линии” и одновременно чертами стиля модерн, связаны искания Немировича-Данченко (Агнес, ”Бранд”, 1906; Марина Мнишек, ”Борис Годунов”, 1907; Роза, “Анатэма”, 1909; Грушенька, “Братья Карамазовы”, 1910; Лиза Протасова, “Живой труп”, 1911; Екатерина Ивановна в одноименной пьесе Андреева, 1912; Дона Анна, ”Каменный гость”, 1915; Катя, “Будет радость”, 1916).
В 1919 г. уехала из Москвы сначала в Киев, потом в Ростов; присоединилась к “качаловской группе”, в 1919 — 1922 гг. игравшей вне Советской России. В этой группе, кроме своих прежних ролей, играла Елену Андреевну в “Дяде Ване”. В 1922 г. с частью товарищей отказалась вернуться в Москву и возглавила (вместе с Массалитиновым) работу отделившихся (в дальнейшем — так называемая Пражская группа МХТ). Отказалась она и от плана Немировича-Данченко, в марте 1923 г. телеграммой приглашавшего Германову, принять участие в задуманном им театре, синтезирующем музыку и драму. В ее зарубежный репертуар вошли роли, которые она исподволь готовила еще в МХТ, — Раневская из “Вишневого сада”, Королева из мистерии Рабиндраната Тагора “Король темного покоя”, Эллида из “Дочери моря” Ибсена; играла за рубежом также Катерину из “Грозы” Островского, Медею Еврипида, леди Макбет в монтаже по Шекспиру. Работала в эти годы как режиссер. После распада Пражской группы (1927) играла в парижских труппах Питоева, Бати (Ольга в “Трех сестрах”, королева в “Гамлете”, мать Раскольникова в инсценировке “Преступления и наказания” и др.).
В 1929 — 1930 гг. работала в США как режиссер и педагог (“Три сестры” в Лабораторном театре). Оставила мемуары “Мой ларец”.
В 1919 г. уехала из Москвы сначала в Киев, потом в Ростов; присоединилась к “качаловской группе”, в 1919 — 1922 гг. игравшей вне Советской России. В этой группе, кроме своих прежних ролей, играла Елену Андреевну в “Дяде Ване”. В 1922 г. с частью товарищей отказалась вернуться в Москву и возглавила (вместе с Массалитиновым) работу отделившихся (в дальнейшем — так называемая Пражская группа МХТ). Отказалась она и от плана Немировича-Данченко, в марте 1923 г. телеграммой приглашавшего Германову, принять участие в задуманном им театре, синтезирующем музыку и драму. В ее зарубежный репертуар вошли роли, которые она исподволь готовила еще в МХТ, — Раневская из “Вишневого сада”, Королева из мистерии Рабиндраната Тагора “Король темного покоя”, Эллида из “Дочери моря” Ибсена; играла за рубежом также Катерину из “Грозы” Островского, Медею Еврипида, леди Макбет в монтаже по Шекспиру. Работала в эти годы как режиссер. После распада Пражской группы (1927) играла в парижских труппах Питоева, Бати (Ольга в “Трех сестрах”, королева в “Гамлете”, мать Раскольникова в инсценировке “Преступления и наказания” и др.).
В 1929 — 1930 гг. работала в США как режиссер и педагог (“Три сестры” в Лабораторном театре). Оставила мемуары “Мой ларец”.