Максим Горький
Писатель, поэт, драматург, общественный деятель, публицист, теоретик социалистического реализма. Организатор Союза писателей СССР.
Максим Горький (наст. имя и фам. — Алексей Максимович Пешков; 1868 — 1936) с юности сблизился с революционным движением в России (впервые был арестован в 1888); в дальнейшем в его творчестве прослеживается воздействие ницшеанства — культ силы, готовность признать за сильным право на уничтожение слабого, романтическое возвеличивание безжалостных носителей этого права. Его ранние рассказы о босяках – словно вести из мира, где отвергнуты социальные условности, где торжествует жестокая вольность.
Тем не менее творческая натура Горького вовсе не была однозначной.
Вступив в переписку с Чеховым в 1898 г., он предстал в ней человеком, стремящимся к самовоспитанию, ищущим входа в мир культуры. Именно Чехов подвиг Горького заняться драматургией и в 1900 г. пригласил его в Ялту к тому времени, когда в город должны были приехать на гастроли артисты молодого МХТ.
Влияние Чехова очевидно в ранней драматургии Горького. (“Мещане” и “На дне”, 1902). Но уже в “Дачниках” очевидна внутренняя полемика с нравственными установками, с драматургической техникой Чехова; нарастает нетерпимость оценок и жесткость публицистических средств, персонажи категорично поставлены по разные стороны баррикад.
Чехов еще после чтения “Мещан” возражал против такого противоположения. Станиславский и Немирович-Данченко, ценившие бытийственную глубину “На дне”, ее свойства национальной русской трагедии — трагедии смысла жизни, были озадачены нарочитой поверхностностью новой пьесы, ее прямой политизированностью.
“Дачники”, вызывая недоумение в МХТ, тотчас же были поставлены в театре Комиссаржевской в Пассаже (1904), К. А. Марджанов поставил их в Риге (при участии М. Ф. Андреевой, М. Л. Роксановой и других недавних “художественников”). В 1905 г. МХТ поспешил поставить его “Детей солнца”.
Политический темперамент Горького был неподделен и увлекателен, мужественная и дерзкая натура наделяла его произведения невероятным обаянием и притягательностью.
Тем не менее творческая натура Горького вовсе не была однозначной.
Вступив в переписку с Чеховым в 1898 г., он предстал в ней человеком, стремящимся к самовоспитанию, ищущим входа в мир культуры. Именно Чехов подвиг Горького заняться драматургией и в 1900 г. пригласил его в Ялту к тому времени, когда в город должны были приехать на гастроли артисты молодого МХТ.
Влияние Чехова очевидно в ранней драматургии Горького. (“Мещане” и “На дне”, 1902). Но уже в “Дачниках” очевидна внутренняя полемика с нравственными установками, с драматургической техникой Чехова; нарастает нетерпимость оценок и жесткость публицистических средств, персонажи категорично поставлены по разные стороны баррикад.
Чехов еще после чтения “Мещан” возражал против такого противоположения. Станиславский и Немирович-Данченко, ценившие бытийственную глубину “На дне”, ее свойства национальной русской трагедии — трагедии смысла жизни, были озадачены нарочитой поверхностностью новой пьесы, ее прямой политизированностью.
“Дачники”, вызывая недоумение в МХТ, тотчас же были поставлены в театре Комиссаржевской в Пассаже (1904), К. А. Марджанов поставил их в Риге (при участии М. Ф. Андреевой, М. Л. Роксановой и других недавних “художественников”). В 1905 г. МХТ поспешил поставить его “Детей солнца”.
Политический темперамент Горького был неподделен и увлекателен, мужественная и дерзкая натура наделяла его произведения невероятным обаянием и притягательностью.