Софья Васильевна Халютина
Актриса, педагог, Народная артистка РСФСР с 1948 года.
Софья Васильевна Халютина в труппе Художественного театра работала с 1898 по 1950 гг.
Театральное образование получила в классах Филармонического училища. Еще оставаясь на школьной скамье, играла в МХТ со времени его открытия.
В начальные годы была на ролях “травести” (Анютка “Власть тьмы”, 1902; Эйлиф — сын доктора Штокмана, «Враг народа», 1902; Олаф “Столпы общества” Г. Ибсена, 1903; Гриша “Иван Мироныч” Е. Н. Чирикова, 1905; безумная Герд “Бранд”, 1906; оба сына Отермана “Драма жизни” К. Гамсуна, 1907). Первая исполнительница ролей Дуняши (“Вишневый сад”, 1904) и Тильтиля (“Синяя птица”, 1908).
Продолжая мечтать о молодых драматических ролях, писала Немировичу-Данченко о том, как видит Нину Заречную, как готовит себя к ней. В то же время удачно пробовала себя в экспрессионистском рисунке почти бессловесной трагикомической роли (торговка, у которой умирает сын, “Анатэма” Л. Н. Андреева, 1909).
В спектакле К. А. Марджанова “Пер Гюнт” (1912) достигала поэтической силы в сцене смерти старухи Озе.
В 1909 г. открыла собственную театральную школу, работавшую до 1914 г.
Среди ее режиссерско-педагогических опытов — “Незнакомка” Александра Блока, сезон 1913/14 г. Пробовала создать “Театр Блока”.
Ее позднейшие роли в МХАТ — Амалия, “Страх” А. Н. Афиногенова; миссис Уордль, “Пиквикский клуб”; Горностаева, “Любовь Яровая” К. А. Тренева; графиня-бабушка, “Горе от ума”; Марфа Астахова, “Хлеб наш насущный” Н. Е. Вирты.
Театральное образование получила в классах Филармонического училища. Еще оставаясь на школьной скамье, играла в МХТ со времени его открытия.
В начальные годы была на ролях “травести” (Анютка “Власть тьмы”, 1902; Эйлиф — сын доктора Штокмана, «Враг народа», 1902; Олаф “Столпы общества” Г. Ибсена, 1903; Гриша “Иван Мироныч” Е. Н. Чирикова, 1905; безумная Герд “Бранд”, 1906; оба сына Отермана “Драма жизни” К. Гамсуна, 1907). Первая исполнительница ролей Дуняши (“Вишневый сад”, 1904) и Тильтиля (“Синяя птица”, 1908).
Продолжая мечтать о молодых драматических ролях, писала Немировичу-Данченко о том, как видит Нину Заречную, как готовит себя к ней. В то же время удачно пробовала себя в экспрессионистском рисунке почти бессловесной трагикомической роли (торговка, у которой умирает сын, “Анатэма” Л. Н. Андреева, 1909).
В спектакле К. А. Марджанова “Пер Гюнт” (1912) достигала поэтической силы в сцене смерти старухи Озе.
В 1909 г. открыла собственную театральную школу, работавшую до 1914 г.
Среди ее режиссерско-педагогических опытов — “Незнакомка” Александра Блока, сезон 1913/14 г. Пробовала создать “Театр Блока”.
Ее позднейшие роли в МХАТ — Амалия, “Страх” А. Н. Афиногенова; миссис Уордль, “Пиквикский клуб”; Горностаева, “Любовь Яровая” К. А. Тренева; графиня-бабушка, “Горе от ума”; Марфа Астахова, “Хлеб наш насущный” Н. Е. Вирты.