Мария Петровна Лилина
Актриса, Народная артистка РСФСР с 1933 года. Одна из основателей МХТ, жена К. С. Станиславского.
Мария Петровна Лилина (урожд. Перевощикова, в замуж. Алексеева) происходила из обедневшей дворянской семьи. На сцене начинала как любительница, будучи классной дамой в Екатерининском институте благородных девиц (в этом институте она и сама воспитывалась).
С 1888 г. играла спектаклях Общества искусства и литературы (Клодина в “Жорже Дандене”; Луиза в “Коварстве и любви”; Таня в “Плодах просвещения”, роли в водевилях); была партнершей Станиславского, за которого в 1889 г. вышла замуж. Осталась на всю жизнь его любимой ученицей (ей посвящена “Работа актера над собой”).
После первого сезона денежные затруднения МХТ побудили их обоих отказаться от оплаты актерского труда; так же безвозмездно Лилина руководила костюмерной частью. Уделяя большую часть своего времени и сил семейным обязанностям, она боялась подвести театр и редко претендовала на новые роли, сама просила, чтобы ей были подготовлены дублеры (исключение — роль в спектакле “У царских врат”, которую она не хотела уступить М. Н. Германовой, однажды заменившей ее по болезни).
По мнению многих, была самой тонкой и глубокой из артисток МХТ. Именно ее исполнение роли Маши в “Чайке” и Сони в “Дяде Ване” (1898, 1899) было ближе всего к эстетике Чехова. В чеховском репертуаре МХТ ей принадлежали также роли Наташи (“Три сестры”), Ани, а позднее Вари в “Вишневом саде”. В переписке с автором раскрылся безупречный вкус, изящный и точный ум артистки. Чехов дал Лилиной ключ к современному ей репертуару.
Характеры, казалось бы, понятные (даже примитивные, как кельнерша Лиза Бенш в “Микаэле Крамере” Гауптмана) она строила на сложнейших сочетаниях; искусством “изящного, какого-то акварельного разоблачения” она пользовалась как никто — в ее Наташе были и пошлость, и прелесть юного существа; ее Элина (“У царских врат”) была обворожительно женственна в своей вражде к запросам духа. Лилина с очаровательной достоверностью и с комедийной грацией играла Лизу в «Горе от ума», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Веру Николаевну в «Где тонко, там и рвется» (заменив Гзовскую), Туанет в «Мнимом больном».
Она разделяла со Станиславским его любовь к фантастическому — играла эльфа в «Потонувшем колоколе», Снегурочку, Фею в «Синей птице». Их дуэт в «Живом трупе», где Константин Сергеевич играл князя Абрезкова, а Лилина — Анну Дмитриевну, соединял толстовскую полноту жизни с филигранностью рисунка. Лилина чувствовала чрезвычайность мира Достоевского, его наэлектризованную характерность, его перехлесты через край — так она играла и трагическую безумную Хромоножку в «Николае Ставрогине», и оголтелую Карпухину в «Дядюшкином сне».
Этой артистке было дано верное чувство пределов собственного диапазона (ошибки были крайне редки — Нина Заречная в возобновлении «Чайки», 1905; героиня пьесы Мережковского «Будет радость», артистка Татьяна, которая готовит роль Федры и переживает страсть к своему пасынку Федору). Другие «премьерные» роли: Тея Эльфштедт («Эдда Габлер»), Юлия («В мечтах»), Бетти («Столпы общества»), Надежда Михайловна («Блудный сын»). Матрена («Стены»), госпожа Карено («Драма жизни»), гостья («Жизнь Человека»), Анна Андреевна («Ревизор», 1921); вводы: графиня-внучка и Хлёстова («Горе от ума»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Ольга («Три сестры»).
Во время зарубежных гастролей, и по возвращении МХАТ в Москву домашние обстоятельства сильно сократили участие Лилиной в репертуаре; после 1924 г. у нее было всего пять новых работ (Надежда Львовна в «Бронепоезде», Карпухина в «Дядюшкином сне», Коробочка в «Мертвых душах», Янина в «Растратчиках» и крошечная роль графини Вронской в «Анне Карениной»; только в двух последних она выступила первой исполнительницей).
Была педагогом в последней (Оперно-драматической) студии Станиславского режиссировала ее спектакли после кончины мужа.
С 1888 г. играла спектаклях Общества искусства и литературы (Клодина в “Жорже Дандене”; Луиза в “Коварстве и любви”; Таня в “Плодах просвещения”, роли в водевилях); была партнершей Станиславского, за которого в 1889 г. вышла замуж. Осталась на всю жизнь его любимой ученицей (ей посвящена “Работа актера над собой”).
После первого сезона денежные затруднения МХТ побудили их обоих отказаться от оплаты актерского труда; так же безвозмездно Лилина руководила костюмерной частью. Уделяя большую часть своего времени и сил семейным обязанностям, она боялась подвести театр и редко претендовала на новые роли, сама просила, чтобы ей были подготовлены дублеры (исключение — роль в спектакле “У царских врат”, которую она не хотела уступить М. Н. Германовой, однажды заменившей ее по болезни).
По мнению многих, была самой тонкой и глубокой из артисток МХТ. Именно ее исполнение роли Маши в “Чайке” и Сони в “Дяде Ване” (1898, 1899) было ближе всего к эстетике Чехова. В чеховском репертуаре МХТ ей принадлежали также роли Наташи (“Три сестры”), Ани, а позднее Вари в “Вишневом саде”. В переписке с автором раскрылся безупречный вкус, изящный и точный ум артистки. Чехов дал Лилиной ключ к современному ей репертуару.
Характеры, казалось бы, понятные (даже примитивные, как кельнерша Лиза Бенш в “Микаэле Крамере” Гауптмана) она строила на сложнейших сочетаниях; искусством “изящного, какого-то акварельного разоблачения” она пользовалась как никто — в ее Наташе были и пошлость, и прелесть юного существа; ее Элина (“У царских врат”) была обворожительно женственна в своей вражде к запросам духа. Лилина с очаровательной достоверностью и с комедийной грацией играла Лизу в «Горе от ума», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Веру Николаевну в «Где тонко, там и рвется» (заменив Гзовскую), Туанет в «Мнимом больном».
Она разделяла со Станиславским его любовь к фантастическому — играла эльфа в «Потонувшем колоколе», Снегурочку, Фею в «Синей птице». Их дуэт в «Живом трупе», где Константин Сергеевич играл князя Абрезкова, а Лилина — Анну Дмитриевну, соединял толстовскую полноту жизни с филигранностью рисунка. Лилина чувствовала чрезвычайность мира Достоевского, его наэлектризованную характерность, его перехлесты через край — так она играла и трагическую безумную Хромоножку в «Николае Ставрогине», и оголтелую Карпухину в «Дядюшкином сне».
Этой артистке было дано верное чувство пределов собственного диапазона (ошибки были крайне редки — Нина Заречная в возобновлении «Чайки», 1905; героиня пьесы Мережковского «Будет радость», артистка Татьяна, которая готовит роль Федры и переживает страсть к своему пасынку Федору). Другие «премьерные» роли: Тея Эльфштедт («Эдда Габлер»), Юлия («В мечтах»), Бетти («Столпы общества»), Надежда Михайловна («Блудный сын»). Матрена («Стены»), госпожа Карено («Драма жизни»), гостья («Жизнь Человека»), Анна Андреевна («Ревизор», 1921); вводы: графиня-внучка и Хлёстова («Горе от ума»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Ольга («Три сестры»).
Во время зарубежных гастролей, и по возвращении МХАТ в Москву домашние обстоятельства сильно сократили участие Лилиной в репертуаре; после 1924 г. у нее было всего пять новых работ (Надежда Львовна в «Бронепоезде», Карпухина в «Дядюшкином сне», Коробочка в «Мертвых душах», Янина в «Растратчиках» и крошечная роль графини Вронской в «Анне Карениной»; только в двух последних она выступила первой исполнительницей).
Была педагогом в последней (Оперно-драматической) студии Станиславского режиссировала ее спектакли после кончины мужа.